Православие и мыКультурные традиции православных.

Поговорим о нашей вере

Модератор: Agidel

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 03 дек 2015, 18:07

Как готовились к Рождеству наши предки?

К празднику готовились загодя: верующие люди соблюдали сорокадневный пост, который известен под названием Рождественского. В этот период люди молились, читали Закон Божий, каялись. Ели простую, постную пищу: грибы, овощи, рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судака, навагу, кто победней — селедку, сомов, леща.

В города ближе к Рождеству тянулись обозы с мороженой свининой, гусями, индюшками. Перед Рождеством, за 3 дня, на площадях и рынках торговали елками — настоящими лесными красавицами. Вся площадь превращалась в чащу. Среди деревьев мужики в тулупах помогали народу выбрать к празднику елку. Ходили сбитенщики, носили самовары с горячим, душистым и сладким сбитнем (это своеобразный напиток с медом и имбирем).

Простые горожане тоже готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные — белые с голубым — рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили "рождественский" ковер — на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены.

Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.

В день перед Рождеством, называемый Сочельником, совсем воздерживались от пищи до появления в небе той первой звезды, что, по преданию, указала путь волхвам к новорожденному Иисусу.

Во всех семьях, независимо от социального и культурного положения, детям в эти дни обязательно рассказывали о Деве Марии, о явлении к ней архангела Гавриила, о том, как родился младенец Спаситель, о поклонении волхвов, о тех дарах, что они принесли, о значении этих даров.

Дети с малого возраста впитывали в себя обычаи, традиции; духовность, заложенная в православии, органично и легко проникала в их души.

В Сочельник ели сочиво (оттого и Сочельник) — постную кашу и овощи. Варили кутью из пшеницы с медом и взвар из чернослива и груши, иногда рисовый или ячменный взвар с медом и ягодами. Этот взвар как дар Христу ставили под образа на сено, символизирующее то сено, на котором лежал маленький Спаситель в яслях.

Высматривали в небе первую звезду, потом шли ко всенощной. В домах зажигали лампадки.

В деревнях сообразно своим представлениям о рождении младенца Иисуса после вечерней молитвы хозяин дома прикреплял свечу к хлебу и шел во двор. Со двора он приносил ворох соломы или сена и застилал избу. Крестьяне заранее готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном: для такого праздника не годилась печальная одежда. Как правило, в этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.

Источник: "Большая книга праздников для малышей" Н.В. Гришечкина

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 15 дек 2015, 03:55




Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 15 дек 2015, 20:32

День святого Николая

Зимний день Святого Николая – один из самых почитаемых христианских праздников на Руси, день смерти Николая Чудотворца. Во многих европейских странах День Святого Николауса, в странах СНГ день Святого Николая – один из самых радостных праздников для детей. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.
Традиции. О подарках Святого Николая сложено множество легенд. Одна из них объясняет происхождение традиционного носка для подарков. Святой Николай решил помочь трем сестрам, которых из-за бедности никто не хотел брать в жены. Ночью в канун Рождества он бросил им через каминную трубу три мешочка с золотыми монетами. Сестры в тот вечер развесили сушиться у камина свои выстиранные чулочки. В них то и угодили подарочные мешочки от Святого Николая. После помощи трем сестрам, Николай продолжал осуществлять поддержку для бедных горожан, оставаясь незамеченным и удивляя весь город. Он незаметно приносил в их дома игрушки и теплые вещи для детей, лекарства для больных.

Святой Николай всегда приходит ночью. Дети стран Европы, желающие получить подарки у двери или под окном ставят начищенный ботинок, а рядом с ним кладут морковку или пучок сена, чтобы ослик Святого Николая не прошел мимо. Если в доме есть камин, то около него обязательно вешается самый большой носок.

По традиции в праздник Святого Николая дети получают в подарок сладости, некоторые детишки в предпраздничный вечер кладут в башмак записочку, в которой пишут, чтобы им хотелось получить. На Украине, же детки ищут свои подарки под подушкой.


Существовало поверье, что в день святого Николая ничего нельзя делать для себя, а только для нуждающихся. Тот же, кто не позаботится о бедняках и сиротах, в течение семи лет будет терпеть убытки.

В Украине 19 декабря всегда считалось большим христианским праздником. С давних времен наши предки называли святого Николая своим заступником, владыкой всех земных вод, покровителем моряков и странников. Потому в этот день люди накрывали богатые (хоть и постные) столы, приглашали на вареники и пиво родню и кумовьев. А еще по погоде на Николая выясняли, будет ли урожайным следующий год.
В Украине Николай-угодник — один из самых почитаемых святых. Его икона была практически в каждой хате, причем ставили ее рядом с образами Христа и Богоматери. Наши предки верили, что святой Николай охраняет их от всех бед в путешествиях. Особенно на его заступничество и поддержку полагались мореплаватели. К примеру, рыбаки не выходили в море на промысел без иконы Чудотворца. Крестьяне несли ее перед плугами, прокладывая первую борозду на пашне. А казаки и чумаки обязательно брали образ Николая в свои дальние походы.
Отстояв в церкви литургию и приняв святое причастие, семья приглашала к себе на торжественный обед родственников и кумовьев. Существовал обычай на Николая звать к столу не только друзей, но и тех, с кем поссорились, чтобы покончить с враждой и возобновить добрые отношения. Отказываться от такого приглашения считалось большим грехом.
Что же подавали на обед? Поскольку праздник приходится на середину Рождественского поста, то никаких скоромных блюд не готовили. Но зато на столах обязательно был постный борщ с жареными карасями, вареники с картошкой, грибами и капустой, всевозможные соленья, пироги, булки, медовые коржики и пряники «Миколайчики».

К слову «Миколайчики» полагались только детям. Дело в том, что малышам в пост разрешалось есть молочные продукты, поэтому мамы добавляли в тесто и молоко, и сливочное масло, и сметану, и яйца. Сладости детишки находили утром под подушкой, но пробовать гостинцы от Николая им позволяли только после церкви.

ИзображениеИзображениеИзображение

Во многих регионах Украины после Николая верующие постились более строго: ели только растительную пищу, а от рыбных блюд отказывались уже до самого Рождества.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 15 дек 2015, 21:00

Печенье «Миколайчики»

Для теста понадобится: мука — 4 стакана, молоко — 8 столовых ложек, яйца — 2 штуки, мед — 2 столовые ложки, сливочное масло — 2 столовые ложки, сахар — 1 стакан, сода питьевая — 0,5 чайной ложки, мак — по вкусу.

Для шоколадной глазури: масло — 20 граммов, маргарин — 50 граммов, сахар — 8 чайных ложек, какао — 6 чайных ложек, молоко — 4-5 столовых ложек. Все ингредиенты размешать и довести до кипения на медленном огне.

Для лимонной помадки: сахар — 300 граммов, вода — 0,5 стакана, уксус — 1 чайная ложка, сок одного лимона, сливочное масло — 1 столовая ложка, ванилин.

Сироп варят из сахара, воды и уксуса, затем добавляют масло и лимонный сок.

Яйца растереть с медом и сахаром, добавить промытый и запаренный мак, замесить из оставшихся компонентов крутое тесто. Раскатать его в пласт толщиной 1,5 сантиметра. Формочкой в виде человечка вырезать печенье, которое выложить на смазанный маслом противень. Выпекать в духовке до золотистого цвета. Готовое печенье покрыть шоколадной глазурью, по которой лимонной помадкой нанести рисунок.

Отправлено спустя 15 минут 8 секунд:
Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 26 дек 2015, 10:43

Проснется наутро красное солнышко, смотрит: двенадцатый, последний, месяц стоит на дворе, декабрем слывет, «студенем» прозывается.

ДЕКЕМВРИЙ – СТУДЕНЬ, СТУДНЫЙ
Декемврием (лат. december) называется у нас 12-й месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил свое название (decem – десять). У наших предков он, собственно, называется студень, или студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору. Под сими именами месяц декабрь постоянно известен в древних наших месяцесловах и святцах.

У сородичей русского пахаря есть для этого месяца и другие имена: «грудзень» - у поляков, «просинец» - у чехов со словаками, «волчий» - у сербов, «великобожничяк» - у кроатов.

«Декабрь год кончает - зиму починает!», «Год декабрем кончается, а зима зачинается!», «Тороват декабрь месяц, что и говорить: старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет!», - говорит крылатое слово народа-простодума об этом богатом стужею месяце, говорит-приговаривает: «Горя у декабря полная котомка - бери, не жалко, а счастьем старик силен на посуле: одна его сила - много праздников да морозы засилье берут!»

Декабрь - месяц зимний! Начинается декабрь - жди стужи!

Месяц декабрь студень продолжается и в январе 2016 году от Р.Х.! Гражданский новый год по григорианскому календарю вносит свои коррективы...

В «Месяцеслове» калик-перехожих есть свое песенное слово и о декабре-месяце. «Молим вас, святии вси, к нам ныне приспети, егда хощем от души пеньми вас воспети», - начинается этот стих, немедленно переходящий к славословию памятуемых в декабрьские дни святых угодников Божиих: «Тя, пророче Науме, верно призываем, с Оввакумом чудным усты восхваляем. И освященный Савво, отче богоносный, великий Николае, дивный чудотворче, с Амвросием сло-весну жертву вам приносим, с Потапием блаженным и помощи просим: в бедах нам и напастех присно помогайте и от всяких печалей, молим, избавляйте. Бога прамати Анно, заченшим тя плодом моли за ны к Богу с неплодным отродом. Ермогене, Евграфе, Мино страстотерпцы, Данииле с Лукою, на столпах страдальцы, Спиридоне, Киприном чудотворец славный, Евстратие с Орестом, лик пятострадальний, Фирсе и Филимоне, мученицы честнии, Елефферие, Павле, жители небеснии, Аггее, Данииле, славни пророцы, со Ананием в пещи бывши отроцы, с дружиною всею и Севастияне, Христа о нас молите. Вонифатие славне, Игнатие, сомленный Львовыми зубами, Улияно, пребуди, мученице, с нами. Петре, Анастасие, узы разрешите грехов наших и страстей, с Десятию в Крите. Евгение, страдалице, облегчи недуги. Рождся Христе от Девы, расторгни вся втуги. Дево, твоим Собором, Иосифе честный, Стефане, возсияйте свет свыше небесный. Две тме Никомидийских со многими младенцы, Троице святей молите о нас страстотерпцы. Маркелле, Анисие, Зотиче, царствуйте, Мелание, и нам всем жизнь ходатайствуйте!»

В губерниях русского Черноземья считалось, что со святой Анны(9/22 декабря) осень кончается, а зима начинается (зачинается)


«Тороват декабрь месяц, что и говорить: старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет!», - говорит крылатое слово народа-простодума об этом богатом стужею месяце, говорит-приговаривает: «Горя у декабря полная котомка - бери, не жалко, а счастьем старик силен на посуле: одна его сила - много праздников да морозы засилье берут!»

Первый день декабря-студеня - память святого пророка Наума, что, по старинному присловью, народ наумит. «Пророк Наум наставит на ум!», - гласит об этом угоднике Божием народная мудрость: «Помолись пророку Науму - он, батюшка, и худой разум на ум наведет!», «Как ни наумь, а все старика Наума не перенаумишь!», «Наш Наум - себе на уме: слушать - слушает, а знай - щи хлебает!», «Недоумка-дурака хоть Наумом назови - все умней не станет!», - замечают деревенские краснословы, которым за словом в карман не ходить, когда оно у них с языка само походя просится.
В стародавние годы, - а местами это соблюдается еще и теперь, - с Наумова дня было в обычае начинать обучение детей грамоте. К 1-му декабря сговаривались чадолюбивые родители с приходским дьячком или иным умудренным в книжном деле человеком. Приходил на Святую Русь пророк Наум, - раньше раннего будили ребят-малышей. «Просыпайтесь ранехонько, умывайтесь белехонько, в Божью церковь собирайтесь, за азбуку принимайтесь! Богу помолитесь - до всего дойдете: святой Наум наставит на ум!» - приговаривалось всегда при этом. Всем семейством шли к обедне, - Богу молились, пророку Божьему молебен служили, неуклонно-непреложно веруя, что этим молебном испрашивается Божье благословение на принимающихся за трудное, не для всех постижимое дело науки. В «Народном дневнике» оказано должное внимание этому обычаю. Учителя, по свидетельству собирателя сказаний русского народа, встречали в назначенное время «с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами», воздавая подобающую дань преклонения пред его мудростью и ответственностью принятого им на себя дела, считавшегося наособицу угодным Богу. Отец подводил сына к учителю, передавал из рук в руки, просил «научить уму-разуму», а за леность - «учащать побоями». Обычай требовал, чтобы мать стояла в это время в некотором отдалении и заливалась слезами горючими. «Иначе - худая молва пронеслась бы в околотке!». Будущий ученик отдавал своему, грозному для него учителю три земных поклона, каждый из которых сопровождался ударом плетки, заранее положенной перед наставником предусмотрительными родителями. Нет слов, - удары были не особенно сильные. После этого приближалась родимая матушка посвящавшегося в науку отрока, сажала сынка за стол, подавала ему узорчатую костяную указку. Учитель принимал еще более прежнего строго-внушительный вид и развертывал свой букварь. Начиналось велемудрое учение: «аз-земля-ер-аз». Умилявшаяся мать снова принималась плакать, - на этот раз еще сильнее прежнего, - просила-молила «не морить сына за грамотой». Первый урок, и впрямь, был неутомителен: он не шел дальше первой буквы русской азбуки - заканчивался «азом». Затем букварь бережно завертывался в холстину и укладывался умудренным в книжном деле человеком на божницу, за святые иконы. Успокоившаяся мать принималась угощать гостя всем, что есть в печи -чем Бог послал. После угощения подавали учителю каравай хлеба ситного и полотенце - первый от хозяина, последнее - от хозяюшки. Иной раз завязывался в узелок полотенца и пятак-другой - от усердия родимой матушки будущего мудреца. Затем с поклоном провожали учителя до ворот, - чем обычай, заведенный жившими по «Домострою» предками, и завершался.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 26 дек 2015, 10:44

ПРОРОК НАУМ,НАСТАВЬ НА УМ!

Пророк Наум другого пророка Божия на Русь ведет: памятуется Православной Церковью 2-го декабря святой Аввакум (в просторечье - «Абакум»). В Абакумов день «понаумленного» накануне мальчика снаряжали к учителю. С букварем и указкой в руках шел ученик; обок с ним - болезная матушка сердобольная несла горшок гречневой каши, зарумяненной наславу, не жалеючи промасленной. Не возбранялось также приносить учителю что-нибудь и поздобнее каши - курицу, а то и гуся.

3-е декабря - день святого Иоанна-молчальника, в который даже и самые словоохотливые старушки дают молодежи добрые советы вроде того, чтобы «не болтать языком - что овца хвостом», «не говорить вздору - не выносить из избы сору» и т. п. В этот же день повторяются на Руси старые изречения: «Слово серебро, молчание -золото!», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!», «От одного слова, да навек ссора!», «Бритва скребет, слово - режет!». Не малое, а великое значение придает русский народ живому слову, которым он так богат. «Человеку дано слово, скоту - немота!» - говорит он, под корень подрезая этим сопоставлением любезные сердцу благочестивых старушек Божьих приведенных выше поговорки: «Что слово, то и дело!», «Слово - закон, словцо - олово!», «И клад со словом кладут: кому дастся, а кому - нет!», «Не дав слова, крепись, а дал - держись!», «Скажу слово, берегись - обожгу!», «Слово пуще стрелы разит!», «Твое бы слово, да Богу в уши!» Величает народ слово и на иной лад, - зовет его «красным», да не только словом, а и «словечушком»: «Ласково словечушко - что вешний день!» - приговаривает он, прибавляя к этому: «То и человек хорош, коли он кому - слово, кому - словцо, а кому и словечушко!», «Не бойся той собаки, которая лает, бойся той - что молчит!» По народному убеждению - «Злое слово ведуном по свету ходит, а доброе словцо - красной девицей!», «От злого слова не станется!», «Ласково словечко не трудно, да споро!», «Хорошая молва дело растит; жаль, что добрая-то дома лежкой-лежит, а худая далече бежит!» Воздавая почет живому слову, народная Русь, однако, порою непрочь и оговорить слишком щедрых на него краснобаев. «Ты ему слово, а он тебе десять!», «На словах-то он скор, да на деле не спор!», «Слово слову рознь: словом Бог мир создал, словом Иуда предал Господа!», «На словах - так и сяк, а на деле - никак!», «Его слова на воде вилами писаны!», «Твое слово дешево, ты на словах как на санях, на словах - что на гуслях, а на деле - как на копыле!», «У него слово родит, третье само бежит, слово за словом, а коснись до дела: стой, не туда заехали!» - говорится в народной Руси.

За Абакумами - Варвары-великомученицы (4-е декабря). «Варвара мосты мостит (на юге) - домащивает (на севере)!». «На Варвару зима дорогу доваривает!», «Все тепло да тепло, погоди - придет Варвара: заварварят и морозцы!», «Трещит Варюха - береги нос да ухо!» - можно услышать в народе об эту пору студеную. Имя этой домащивающей, по народному представлению, зимние ледяные мосты святой тесно связано с памятуемыми в следующие дни (5-го декабря) преподобным Саввою и (6-го) Николаем Чудотворцем. По записанным В. И. Далем поговоркам - «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит!», «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует!» Даже о праздничном гулянье говорит сельщина-деревенщина, связывая эти три имени: «Лучше не саввить и не варварить, а пониколить!», «Просаввились мужики, проварварились, последний грош прониколили!» и т. п. Деревенские погодоведы примечают, что «к Варварам» день становится как будто подлиннее: «Варвара ночи урвала», - говорят они, - «ночи урвала - дня притачала!»
Слагатели русских народных стихов духовных посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний. В разных местах - разные и стихи поются. В одном именуется она «красной невестой небесна чертога», в другом - «красною девой», которую «кровь (пролитая за Христа) украшает»; третий, подслушанный в Симбирской губернии, заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная!»; по словам четвертого (Смоленской губ., Краснинского уезда) она - «закон благодати»; пятый стих - совершенно иного склада. Вот начальные строки его, в достаточной степени свидетельствующие о его народном - не книжном - происхождении:

«Свет-рай за рекой
И ангелы за быстрой;
Рай-свет перевесил
На нашу сторонку:
Как на нашей на сторонке
С неба благодать»...

Наибольшую ценность должно придать, однако, не этой простодушной песне, а сказанию чисто повествовательному. В нем пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной речи цветистой. «Во времена Максимиана царя, безбожнаго эллинскаго цесаря, славен-богат был родом эллин, в Илиополе, звался Диоскором. Родилась ему дочка единая, Варвара именем мученица. Красотою она весьма пригожа, ровныя ей нету под небом...» - начинается сказание. Выстроил, - говорится в нем далее, - эллин Диоскор своей дочери высокий терем и посадил ее в нем, окружив девушками-прислужницами. «Глядит она на небо и землю», -повествует безвестный сказатель, - и загорается у ней в душе мысль о том, кто сотворил все видимое? Девушки-прислужницы пытаются объяснить ей, что мир создали боги. «То не истина», - отвечает им святая Варвара, - «ибо те боги рукою сотворены, потому что они бездушные истуканы. Как бы могли они все то уточнить? Я никогда не могу тому уверовать!» Время шло... Пришла пора думать о свадьбе. «Выбирай дочка, кого хочешь мужем - кого, дочка, душа твоя любят!» Дочь - и смотреть ни на кого не хочет. Отец разрешает ей гулять по городу - чтобы «видеть, где меж себя молодежь водится». Принялась Варвара гулять, начала водиться с христианскими девушками и стала она все более и более питать склонность к христианству. Строили мастера у ее отца баню, - строили, «два окна проделывали». Уговаривала Варвара проделать, вместо двух, три окна. Отказывались сначала мастера - из боязни Диоскора, но все-таки сдались на просьбы. Возвращается однажды эллин домой, пошел на постройку - видит три окна. На вопрос о них дочь отвечает ему: «Три окна во образе Троицы, Отца, Сына и Лице Духа Святаго». Выхватил саблю «Диоскор проклятый» - хочет убить Варвару. Стала она бегать перед отцом, а он - гоняться за ней. Но молитва ее была услышана: «как добежала она к той горе каменной, гора перед нею сама отворилась». Стал искать ее Диоскор, найти не может. Обратился он к пастухам, пасшим овец по склону горы. Указал ему один из них «перстом на горы». Пошел он по указанному пути, нашел свою дочь - Варвару, и «за власы схватил он ее», воротился в город, - «за власы влекет он ее, бьет нещадно палицей, предал ее игемону Маркиану: научи мне сию окаянную, отврати ее от назарейской веры и мучь ее, как знаешь горше!» Начал Маркиан «прельщать ее речами»... - «Жаль, дева, дивной красоты твоей, что предашь муке тело свое и позоришь твоего родителя; того ты, несчастная, и желаешь, ибо ты веру нашу попрала и богов наших посрамила!» В ответ на эти речи великомученица Варвара говорит, что она хочет пострадать за Христа. Эти слова распалили гневом игемона, отдал он ее «немилостивым мучителям». Били-терзали они ее воловьими жилами, бросили чуть не замертво в глубокую темницу. Настала полночь. Совершилось великое чудо: засияла светом небесным темница, сошел в нее Христос. Перевязал Он кровавые раны Своей исповеднице, - «до зари она прекрасно исцелела». Когда поутру привели ее к Маркиану, он, увидев ее здравою, сказал: «Видишь богов наших святую силу! Как они тебя прекрасно исцелили, свою милость тебе показали!» Держит ответ ему страдалица: «Не от богов твоих ложных пришло мне сие исцеление, но то Христово драгое промышление. Боги ваши и глухи, и немы!» Обуял гнев диавольский игемона, приказывает Маркиан повесить ее на дереве. Начались новые, тягчайшие, муки для святой Варвары: «гребнями ее по телу драли и свечами ребра ей палили, и молотом бьют по голове ее, - дай богатыря, кто бы то стерпел!» Но великомученица, ободряемая верою в Бога, терпит безропотно. Стояла неподалеку от нее «жена некая, Юлиана звана», умилилась зрелищем до слез: «Дай мне, Боже, да могу стерпети, с Варварою придти к тебе Богу!» И принялась она хулить игемона нечестивого, и предали ее на муки вместе с «невестой Христовой». Видя, что не сильны святой верою никакие муки, повелел игемон повести мучениц за город и отрубить им головы. Отец Варвары-великомученицы, Диоскор, взял с собою саблю острую и, не зная границ лютой жестокости, отсек дочери «честную главу». Стих кончается карою Божией, постигшею нечестивых мучителей: «Диоскору да и Маркиану казнь дана им от Бога: Маркиан шел с горы, ударила его молния с высоты, Диоскор сидел в дому, громы его с неба поразили. Слава Богу и Богородице и Варваре, Божьей мученице!».

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 26 дек 2015, 10:46

НИКОЛИН ДЕНЬ

Издавна в Николин день,когда устанавливался твердый санный путь, на Руси проводились Никольские ярмарки.Где-то они возрождаются стараниями Боголюбивых людей. Никольские ярмарки устанавливали цены на хлеб до нового урожая."День, посвященный Церковью памяти святого угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был в старину (а местами остается и до сих пор) днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит Никольской торг!», «Никольской обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»... Длинная цепь подобных этим, подсказанным многовековым хозяйственным опытом, поговорок замыкается наиболее точною из них: «Никольской торг всему указ».(А. Коринфский. Народная Русь: Зимний Никола.)

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 01 янв 2016, 16:24

Основной персонаж новогодних торжеств у нас в стране – конечно, Дед Мороз. В Европе основной персонаж зимних праздников - Санта Клаус.

Есть, впрочем, в Европе страна, которая имеет собственный новогодний символ, причем абсолютно православный.
Обязанности Деда Мороза в Греции выполняет святитель Василий Кесарийский, за свою святость прозванный Великим. Его память празднуется Церковью 1 января. Во время своей жизни он прославился не только написанием многочисленных богословских произведений, но и организацией целой системы благотворительности в городе Кесария. С давних пор святитель Василий считается в Греции символом щедрости и милосердия.

В Греции есть две традиции дарить подарки при помощи святого Василия. В более консервативных семьях подарки кладут рядом с иконой святителя. Есть и обычай на Новый год приглашать к детям актера, переодетого в святого Василия.

Главное отличие святого Василия от Деда Мороза или Санта Клауса в Греции продолжает пока сохраняться. Дед Мороз обычно просто приносит подарки. В Греции же подарок обязательно сопровождается просьбой святого Василия к ребенку жить по-христиански – то есть по заповедям, по совести.

Изображение

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 06 янв 2016, 10:39

Рождественский сочельник наступил для миллионов христиан .Вместе с Русской православной церковью Рождество празднуют Иерусалимская, Польская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также афонские монастыри. Сочельник один из главных христианских праздников - Рождества Христова - наступил для миллионов верующих древневосточных и православных церквей, крупнейшей из которых остается Русская православная церковь. По традиции в среду поздним вечером патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит праздничное богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. С наступлением Рождества завершается четырехнедельный пост, во время которого верующие стараются исповедоваться и причащаться . В Рождественскую ночь, несмотря на мороз, многие приходят в храмы, чтобы разделить радость праздника, напоминающего о воплощении на Земле божьего сына Иисуса Христа. С этого события начался отсчет новой эры и новое летоисчисление, по которому живут как вооцерквленные люди, так и ведущие исключительно светский образ жизни. Легенда о рождении Иисуса Христа особенно красива. О ней мы узнаем из Евангелий от Луки и от Матфея. В палестинском городе Вифлееме в небогатой семье плотника Иосифа и Марии, зачавшей по преданию от Святого Духа, родился младенец. Явленная звезда привела к колыбели Иисуса для поклонения воплощенному Богу на Земле трех волхвов. Они одарили младенца золотом, ладаном (ароматическая древесная смола) и смирной (эфирное масло). Христиане верят, что с момента рождения Богочеловека на Земле люди получили возможность принимать дар благодати Божьей. Верующие ожидают услышать в среду традиционное Рождественское послание патриарха Кирилла. В прошлом году он призвал быть христианами не номинально, а по образу жизни. В год празднования 1000-летия кончины крестителя Руси князя Владимира предстоятель отметил, что "никакие временные треволнения и испытания, никакие внешние силы не смогут расторгнуть многовековые духовные и культурные связи наследников киевской крещальной купели". Патриарх тогда уделил особе место ситуации на Украине, отметив миротворческую миссию Русской церкви "вне зависимости от места проживания своих чад, их политических взглядов или предпочтений". Рождество христиане по всему миру отмечают по нескольким календарям: 25 декабря - по Григорианскому и Новоюлианскому, 7 января - по Юлианскому (так называемый старый стиль). Вместе с Русской православной церковью Рождество празднуют Иерусалимская, Польская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также афонские монастыри. Кроме того, к ним присоединяются католики восточного обряда и некоторые протестанты, также живущие по Юлианскому календарю. Известны случаи, когда христиане, например, в семьях, где исповедуют разные верования, празднуют Рождество дважды.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 47
Всего сообщений: 3206
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Культурные традиции православных.

Сообщение Agidel » 07 янв 2016, 19:46

В России с Рождеством связано множество обычаев. Есть особые рождественские традиции и в Грузии.

Грузию населяет множество различных малых народов, каждый из которых несколько по-своему отмечает Рождество.
Гурийцы, например, на рождественский стол ставят ореховую палку, верхний конец которой надструган ножом так, что получается кудрявая верхушка из стружек.
Кахетинцы на праздник наполняют вином специальный рождественский кувшин. Треть вина из этого кувшина отдают в храм для богослужения, другой третью угощают бедных, а последняя часть ставится на праздничный стол.

Несмотря на множество самобытных традиций, все грузинские народности имеют чрезвычайно благоговейное отношение к Рождеству. В Грузии не принято отмечать Новый год 31 декабря. Причина — рождественский пост. Празднование переносится на 7 января. А само Рождество у грузин называется «Шоба – Ахали цели», то есть «Рождество и Новый год».

В день Рождества Христова по всей Грузии идут праздничные крестные ходы. Рождественское шествие называется у грузин «алилооба» - это название происходит от слова «аллилуйя», что переводится с еврейского как «восхваление Бога». Его главные участники одеты в белые одежды, зачастую сделанные из овечьей шерсти. Они несут пастушьи посохи, иконы и красивые светильники, тем самым символизируя собою пастухов, которые 2000 лет назад пришли в пещеру к родившемуся Спасителю.
Изображение

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • О православных скаутах.
    Agidel » 27 янв 2012, 21:36 » в форуме Православие и мы
    26 Ответы
    4421 Просмотры
    Последнее сообщение Agidel
    13 дек 2015, 07:51

Вернуться в «Православие и мы»