Православие и мыЭто интересно

Поговорим о нашей вере

Модератор: Agidel

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Это интересно

Сообщение Agidel » 20 июн 2015, 12:22

«Глас вопиющего в пустыне» – сегодня это выражение означает тщетные призывы, которые никто не слушает.
Но все не так просто.

Эта фраза принадлежит пророку Исайе и целиком звучит так: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему».

Пророк говорил об Иоанне Крестителе, которому предстоятело прийти в мир через столетия после самого Исайи. В Новом Завете рассказывается, как Иоанн начал свою проповедь о покаянии. На нем лежала особая миссия — он готовил людей к скорому явлению Христа. Узнав об этом, иерусалимские священники пришли к Иоанну и спросили его, кто он такой. На что тот ответил словами пророка Исайи: «Я глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Всю свою жизнь Иоанн провел в пустыне. Оттуда он вышел на свою проповедь. Многие каялись и принимали от него крещение в Иордане. Крестился у него и Сам Христос.
Иоанн Креститель проповедовал истину среди неправедно живущих людей. Поэтому точное значение сказанного о нем таково: Голос истины в пустыне неправды.

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Это интересно

Сообщение Agidel » 08 июл 2015, 21:37

История из Первой книги Царств о том, как юный пастушок Давид победил воина-великана Голиафа, выпустив в него камень из пращи, уже давно стала хрестоматийной.

Рост Голиафа составлял 2,89 метра! Возможно ли существование человека почти трехметрового роста? Ответом стала археологическая находка. В июле 1996 года ученый Саймон Дор обнаружил вблизи Иудейских гор человеческий скелет около трех метров длиной!
В трещине исполинского черепа зафиксирован камень, от удара которым, по всей видимости, и скончался гигант 3000 лет назад.

В Книге Бытия упоминается, что до Всемирного потопа на земле исполины жили наравне с людьми.
Однако племя великанов исчезло во время наводнения и во времена царя Давида люди сверхвысокого роста встречались редко. Вполне может быть, что распространенность великанов в те годы была такой же, как в наши дни – 50 случаев на миллион. Именно такова статистика заболеваемости недугом, при котором рост человека выходит за рамки норм. Эта болезнь так и называется – гигантизм.

Израильский невропатолог Владимир Бергинер, предположил, что библейский исполин был гигантом еще и в медицинском смысле.
Археологическая находка вкупе с медицинской статистикой не оставляют места для сомнений – существование великана Голиафа абсолютно реально!

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Это интересно

Сообщение Agidel » 09 июл 2015, 06:52

Слово «кафизма» произошло от греческого глагола «сидеть» и обозначает часть Псалтыря, во время чтения которой в церкви разрешается сидеть. Всего в Псалтыре 20 кафизм.

Порядок их чтения во время службы определен церковным уставом. Исполняются кафизмы чаще всего во время утрени – в этот момент в храме принято гасить свет.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Это интересно

Сообщение Agidel » 10 июл 2015, 16:17

Типикон - в переводе с греческого - образец, норма.

Это книга, которая определяет содержание богослужений в Православной церкви на каждый день года. В Типикон входят также правила соблюдения постов, в нем расписан порядок монастырского общежития и другие нормы церковной жизни. Типиконы появились с зарождением монашества.

Вначале это были перечни требований, которые должны выполнять иноки, чтобы достичь нравственного совершенства, богослужебная часть вошла в Типиконы позднее. На Руси первый Типикон появился в XI веке, он назывался Устав Великой Церкви.

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует Иерусалимский Устав редакции 1695 года, который изначально был создан в лавре Саввы Освященного.

Считается, что точное исполнение указаний Типикона - удел монашествующих, мирянам же следует относиться к его требованиям как к идеалу, к которому нужно стремиться.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Это интересно

Сообщение Agidel » 10 июл 2015, 21:29

Загадки истории, или как выглядели в реальной жизни исторические личности
Апостол Павел
Изображение
Апостол Павел вошёл в историю как один из основателей христианства и один из авторов Нового Завета. Он жил в 5 – 67 годах нашей эры. Ему приписывают создание многочисленных христианских общин на территории Балкан и малой Азии.

В 2009 году было проведено научное исследование саркофага, который находится под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Там обнаружили фрагменты костей, которые учёные подвергли исследованию с использованием углерода-14. Выяснилось, что осанки принадлежат человеку, которые жил в период между I и II веками. Это является подтверждением того, что речь идёт именно об останках апостола Павла.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Это интересно

Сообщение Agidel » 10 июл 2015, 21:34

Святой Николай Мирликийский

Изображение

Внешность святого Николая была реконструирована по данным итальянского профессора анатомии, полученным в 1950-х годах во время реставрации в базилике Святого Николая в городе Бари.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Это интересно

Сообщение Agidel » 09 авг 2015, 16:29

В тот момент, когда Христос умер на кресте, «земля потряслась и камни расселись». Так говорится в Евангелии от Матфея.

Эта деталь евангельского рассказа заинтересовала ученых из Германского исследовательского центра геологических наук. Специалисты попытались выяснить – говорит ли евангелист о реальных природных явлениях или использует яркий образ, чтобы подчеркнуть драматизм ситуации?
После ряда исследований геологи Маркус Шваб и Ахим Брауэр смогли доказать, что в момент смерти Спасителя в Палестине действительно произошло землетрясение.
Ученые также попытались установить точную дату Распятия Спасителя.
Ученые воссоздали лунный иудейский календарь I века, сопоставили его с данными сейсмологических изысканий и евангельским рассказом, и назвали дату – 3 апреля 33 года.
Версия ученых, к сожалению, не может считаться убедительной. В древнем Израиле был принят лунный календарь с месяцами по 28 дней. 12 месяцев по 28 дней не восполняют солнечный год, так что приходится либо вставлять дополнительный месяц, либо в сложном порядке вставлять дополнительные сутки. Как именно это происходило во времена Спасителя, точно сказать невозможно. Все попытки воссоздать еврейское исчисление дней двухтысячелетней давности находят своих критиков.
А вот научное доказательство того, что земля не только содрогнулась в ответ на Распятие, но и сохранила в своих недрах информацию об этом, было принято с благодарностью всеми христианами.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Это интересно

Сообщение Agidel » 06 сен 2015, 18:39

Римский воин, сотник Лонгин нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Согласно преданию, Лонгин был тем воином, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.
Считается, что орудие, коснувшееся сердца Иисуса, уцелело до наших дней. Проследить путь копья Лонгина непросто. Разобраться в этом попыталась в 2003 году группа ученых под руководством профессора Роберта Фезера.
Один из артефактов с конца XVIII века хранится в палате сокровищ Венского дворца. Он представляет собой конструкцию, состоящую из железного наконечника и заостренного стержня, инкрустированного крестиком. На золотой накладке различима надпись: «Копье и гвоздь Господни».
Исследования показали, что стержень является наиболее древней частью святыни. Это вполне может быть один из гвоздей с креста, на котором был распят Христос. А вот сам наконечник изготовлен лишь в VII веке – то есть, он не мог принадлежать сотнику Лонгину.

После комплекса научных исследований ученые пришли к выводу, что подлинным скорее всего является копье, находящееся в духовном центре Армении, монастыре Эчмиадзин.
Было установлено, что это копье относится ко времени жизни Христа. А когда ученые сопоставили размер и форму копья и след от раны, запечатленный на Туринской плащанице, они были поражены соответствием!

Изображение

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Это интересно

Сообщение Agidel » 10 окт 2015, 06:32

Как строили дороги в древности. Картинка из детской энциклопедии....

Изображение

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 81
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Это интересно

Сообщение Agidel » 19 ноя 2015, 19:10

Почему церковные слова становятся ругательными?
Анна Аркуша | 27 октября 2015 г.
27 октября – День памяти преподобного Николы Святоши. Он стал первым русским князем, принявшим монашество и отказавшимся от всех мирских благ. Монашеский постриг князь Черниговский Святослав принял в Киево-Печерской лавре с именем Николай. За свое смирение и усердие в служении Богу он и получил прозвище Святоша. Сегодня слово «святоша» приобрело в народе негативный смысл и употребляется, чаще всего, как ругательное. Почему так получилось?
Вот что пишут современные толковые словари русского языка по поводу слова «святоша»:

1. Богомольный человек, строго исполняющий церковные обряды (устар.).

2. Лицемер, притворяющийся набожным, праведным человеком, ханжа (презрит.).

Так как же так получилось, что слово, имевшее изначально красивое духовное значение, стало использоваться как презрительное и уничижительное? Что произошло в языке и сознании народа, из-за чего церковные слова, наполненные сакральным смыслом, переродились и стали обозначать явления сугубо негативные? Ведь не только со святошей произошли такие «бес-толковые» метаморфозы.

О словах и смыслах – главный редактор православного женского журнала «Самарянка» матушка Екатерина Немчинова и заместитель главного редактора Сегодня.ua Татьяна Лихицкая.
***
Времена меняются – а с ними и значения слов

Татьяна Лихицкая: «Живой как жизнь» – писал о языке Николай Васильевич Гоголь. Позже эту фразу взял на вооружение известный языковед Корней Чуковский, объясняя различные лингвистические процессы.
Действительно, язык не является статической единицей, а постоянно меняется, отражая все события, происходящие с обществом на определенном этапе времени. Каждой эпохе присущ свой набор лексики.

Например, сейчас в широком обиходе редко можно встретить слова «кольчуга», «каменка», «конка», «трапеза». Они уже давно стали архаизмами. Нередко такие слова могут оставаться в лексиконе, однако из-за смены общественно-политического строя меняют свою коннотацию (значение), причем как с позитивной на негативную, так и наоборот.

Это касается и церковных слов. В древности религиозные традиции почитались и береглись, передавались из поколения в поколение. Было более трепетное отношение ко всему церковному. Но времена меняются, а с ними и власть. Обществу навязываются новые ценности.

В СССР делалось всё, чтобы отдалить человека от Бога: закрывались церкви, уничтожалась богословская литература. Негативное отношение ко всему религиозному проявлялось по всем фронтам: об этом вещало радио, телевизоры, переписывались школьные учебники… В итоге получились поколения людей с крайне негативным отношением ко всему церковному.
«Происходила подмена понятий»

Матушка Екатерина Немчинова: Из всех языковых уровней именно лексика всегда является наиболее чувствительной к изменениям политики и культуры.

В годы советской власти, по сугубо идеологическим причинам, это особенно затронуло религиозную лексику, сфера употребления которой сильно изменилась.

Во-первых, ее стали употреблять реже, во-вторых, некоторые религиозные слова и выражения хотя и продолжали активно употребляться, но значение их было переосмыслено – они часто использовались в качестве журналистских клише: например, «алтарь отечества», «апостолы мировой революции» и пр.

В-третьих, церковную лексику в советском обществе часто употребляли в пренебрежительной форме, либо происходила подмена понятий, когда первоначальный смысл заменялся чуть ли не диаметрально противоположным.
Святоша – ласкательный вариант имени Святослав

Татьяна Лихицкая: По моему мнению, основная причина «перерождения» значений церковной лексики в том, что в любом обществе есть люди верующие и неверующие. Мы знаем, что веру нельзя понять умом, тем более объяснить. Для невоцерковленного человека поведение верующих кажется, по меньшей мере, странным: он не понимает, как христианин смиренно может реагировать на различные жизненные обстоятельства, отвечать добром на зло, искренне любить ближнего и т.д. Люди, которые отличаются от других, часто становятся изгоями в обществе.

«Ох уж этот святоша!» – восклицает женщина, видя нетипичное поведение другого человека. Впрочем, усердно исполняющий все заповеди Бога человек может вызывать и зависть.

Матушка Екатерина Немчинова: Вот мы уже привыкли, что «святоша» – слово обидное. В самом названии сквозит ирония. Так называют тех людей, следование которых канонам религии, а также доброта – напускные, неискренние. А ведь раньше святошей называли человека, который был не только верным служителем Церкви или усердно верующим мирянином, но и просто честного, бескорыстного, отзывчивого. Также на Руси «Святоша» было ласкательным вариантом имени Святослав.

Еще в толковом словаре великорусского языка Владимира Даля (середина XIX века) отмечено как минимум два значения слова «святоша».

В Архангельской губернии это инок, чернец; либо пустынник, скитник. А в Орловской – нечистый, бес, который является о Святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу. «Святошный, к святоше, ханже относящ. Святошначать, жить в личине святости, быть ханжею, ханжить, лицемерить. Святошество, -шничество и святошничанье ср. ханжество, пустосвятство, притворное, лукавое богопочитание».

И если в словаре Ушакова еще упоминается первоначальное значение этого слова, то более поздние составители толковых словарей русского языка в ХХ веке Ожегов, Шведов, Кузнецов и прочие его «стыдливо» опускают, оставляя перерожденный смысл как единственный.

Зато приводятся примеры употребления слова «святоша» в литературе, правда, без ссылки на автора и произведение:

«Вместе с тем во внешности этого изувера аскетическая изможденность сочеталась с самодовольством святоши».

«Святоши упрекали его в неверии, ученики доказывали ортодоксальность критической философии».

«…никогда ни один человек не был сотворен свободным от порока, – разве что какой-нибудь святоша, которому прикормленный им льстец из благодарности считает нужным возносить хвалы».

«Пастырь овец православных» – «Человек, который занимается непонятно чем»

Матушка Екатерина Немчинова: Православного священника часто теперь называют в просторечии «поп», особенно когда хотят сказать о нем пренебрежительно. А ведь до середины XVIII века это было общепринятым названием священнического сана: поп, протопоп – эти слова фигурируют в богослужебных книгах дониконовской печати. «Поп» – это упрощенное русское произношение позднегреческого слова «папас», т.е. «отец».

Однако уже начиная с XIX века это слово приобретает ироничный характер. Вспомним пушкинскую «Сказку о попе и его работнике Балде». А после революции 1917 года, когда начались гонения на Церковь, оно стало и вовсе оскорбительным. И в сознании людей на постсоветском пространстве слово «поп» по-прежнему ассоциируется с чем-то оскорбительно-пренебрежительным.

Татьяна Лихицкая: В советские времена «поп» стал едва ли не первым врагом народа. Искусственно навязывалось мнение, что это человек, который занимается непонятно чем – он же не производит в день 300 гаек или один утюг. К сожалению, изначальное позитивное значение этого слова еще не восстановлено, хотя определенные тенденции есть.

Матушка Екатерина Немчинова: Одна моя знакомая матушка, когда ее спрашивают: «Почему священников зовут попами?», говорит, что это аббревиатура слов «пастырь овец православных» (кто-то в народе так придумал). По ее мнению, тогда сразу всё становится на свои места.

Наверное, тут всё зависит от обстоятельств: кто и по какому поводу говорит это слово. Во внутрицерковной среде оно произносится чаще с оттенком иронии или даже скорее самоиронии. А нецерковные люди придают слову «поп» либо безразличный, либо отрицательный характер.
«Катавасия» – это не пьяный дебош в соседнем доме

Татьяна Лихицкая: Интересная история и у слова «оглашенный». Сейчас кого только так не называют. При подготовке этого комментария удалось провести небольшой эксперимент. Спросила у группы студентов, кто такой, по их мнению, оглашенный.

Лидирующее мнение – это человек умалишенный, недалекий или сумасшедший. Кто-то думает, что оглашенными можно называть излишне темпераментных людей, один «респондент» вообще ответил, что это тот, кого чем-то оглушили, после чего он оглох.

Сразу добавлю – все опрошенные весьма образованные люди, учащиеся последних курсов университетов. Здесь наблюдается другая тенденция: слово стало архаизмом, его первоначальное значение забылось. Однако из-за морфологических особенностей слова возникали определенные ассоциации, которые в конечном итоге привели к окончательному искажению его значения: человек, который собирается креститься, стал чуть ли не сумасшедшим.

Сюда же можно отнести и смену коннотации слова «догматик». Сейчас так называют или, скорее, обзывают человека, который что-то утверждает без достаточного основания.

Матушка Екатерина Немчинова: Если говорить о подмене понятий, я помню случай, когда моя подруга была ужасно удивлена, узнав, что «катавасия» – это не пьяный дебош в соседнем доме, – почему-то именно это событие в их городке называли словом «катавасия», – а припев (заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрене) во время канона.

Татьяна Лихицкая: Изменение языковых норм – неотъемлемая часть нашей жизни. Но большинство факторов, которые влияют на смену значений тех или иных слов – общественно-политические. И на них можно влиять. Прежде всего, хорошим примером христианина, а также разъяснительной работой в СМИ. И кто знает, возможно, в скором времени мы увидим противоположную тенденцию – смену негативной коннотации данных церковных слов на позитивную.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
    Огонёк » 22 мар 2012, 23:51 » в форуме Учёба
    81 Ответы
    5563 Просмотры
    Последнее сообщение Agidel
    10 июн 2017, 17:01
  • Философия - очень интересно
    Салтар » 18 дек 2014, 13:07 » в форуме Учёба
    55 Ответы
    1600 Просмотры
    Последнее сообщение Agidel
    23 окт 2017, 20:23

Вернуться в «Православие и мы»