УчёбаФилософия - очень интересно

Об учёбе, а также дружеская взаимопомощь в выполнении сложных заданий

Модератор: Madiken

Аватара пользователя
Автор темы
Салтар
Бываю часто
Бываю часто
Сообщения: 954
Зарегистрирован: 07.04.2011
Возраст: 17
Контактная информация:
Философия - очень интересно

Сообщение Салтар » 18 дек 2014, 13:07

Возможно не у каждого был этот предмет, но он мне очень нравится и я могу отвечать на вопросы :) Выкладывайте философов которых знаете, их высказывания или же ваши собственные (я люблю иногда пофилософствовать и написать собственное мнение).
P.S. Мой любимый философ - Сократ!
Последний раз редактировалось Салтар 20 дек 2014, 19:34, всего редактировалось 1 раз.
Обожаю этот форум)

Реклама
Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 06 янв 2015, 19:34

Салтар!
Прости, пожалуйста, понимаю, что не совсем по предложенной теме. Но, наверно немного это "размышлялки". Простите, разбор понятий для форумчан постарше по теме: "Развитие, обучение и образование".
Развитие, обучение и образование

Постоянная путаница в этих понятиях - примета многих рассуждений на соответствующие темы. Бывает, они употребляются как синонимы, а ведь различий-то между ними хватает.

Развитие
- движимо усилием изнутри развивающегося
- происходит в свойственном развивающемуся направлении и темпе
- является желанным для развивающегося, сопровождается чувствами удовольствия и удовлетворения
- повлиять на направление и предельно возможную степень развития внешними усилиями невозможно, но можно создать среду, которая либо развитие поддержит, либо - вплоть до полной остановки - его замедлит

Обучение
- есть конкретный навык, которому предполагается научиться
- по результатам обучения можно сказать - получен этот навык, или нет. Если получен - возможно оценить степень мастерства в нём просто по факту использования навыка
- имеется учитель, который:
1. Обладает в достаточной мере данным навыком сам
2. Согласен ему обучать
3. Способен ему обучить
- какая-то форма проверки владения навыком (экзамен, тест) возможна, но сильной необходимости в ней как элементе обучения нет. Если навык получен - факт проверки на это не повлияет, если нет - тоже.

Образование
- движимо внешними по отношению к образовываемому усилиями
- темп, объём и форма также задаются внешним образом и являются характерными чертами данного образовательного учреждения
- желание образовываемого участвовать в образовательном процессе не является обязательным, удовольствие от него - тем более
- овладение некими знаниями/навыками в процессе образования, как правило, предусматривается, но их востребованность и применимость за пределами образовательного учреждения необязательна (некритична). Следовательно, промежуточная проверка этих знаний/навыков именно в той форме, в которой они подавались в образовательном учреждении - единственная возможность составить какое-то представление о мере овладения ими.

Сопоставив характерные черты развития, обучения и образования, легко сделать выводы о соотношениях между ними.

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 02 мар 2015, 20:49

Изображение
Книга норвежского писателя Юстейна Гордера адресована прежде всего детям, но будет интересна и взрослым. Это захватывающий рассказ о таком сложном предмете, как философия. История мировой мысли предстает здесь как череда неожиданных открытий, которые совершает главная героиня — девочка по имени София, — получая письма от незнакомого, загадочного философа.
Юстейн Гордер

Мир Софии

Роман об истории философии

Эта книга появилась на свет прежде всего благодаря моральной поддержке Сири Данневиг.

Кроме того, мне хочется поблагодарить Майкен Имс, которая прочла ее в рукописи и сделала ряд ценных замечаний.

Я также весьма обязан Тронну Бергу Эриксену за доброжелательные комментарии и многолетнюю профессиональную помощь.

Кто, осмыслив ход столетий,

Не построил жизнь толково,

Тот живи себе в потемках,

Прожил день — и жди другого.
И. В. Гёте

ЭДЕМСКИЙ САД

…в конечном счете нечто должно было когда-то возникнуть из совершенной пустоты…

София Амуннсен возвращалась домой из школы. Первый отрезок пути они шли вместе с Йорунн и говорили о роботах. Йорунн считала, что человеческий мозг — всего-навсего компьютер, только очень сложный. София высказывала сомнения. Наверное, человек не просто машина?

Возле продуктового центра, с его множеством магазинов и лавочек, подруги разошлись в разные стороны. София жила в дальнем конце района, застроенного коттеджами, и идти в школу ей было в два раза дальше, чем Йорунн. Дом ее стоял чуть ли не на краю света. Прямо за садом начинался густой лес.

София свернула на Клёвервейен. Улица сначала шла прямо, а к концу делала зигзаг, известный под названием Капитанского поворота. Прохожих здесь почти не видели, разве что по выходным.

Дело было в первых числах мая. В некоторых садах вокруг фруктовых деревьев виднелись тесные кучки желтых нарциссов. Березы уже накинули на себя тонкую зеленую вуаль.

Удивительно, что в это время года все вдруг пускается в рост… Какая сила с наступлением тепла, лишь только растает последний снег, выталкивает на поверхность безжизненной земли невесть откуда взявшуюся зелень?

Открывая калитку, София заглянула в почтовый ящик. Чаще всего там можно было найти кучу рекламы и несколько больших конвертов, адресованных маме. Обычно София оставляла толстую пачку корреспонденции на кухонном столе и, поднявшись к себе в комнату, принималась за уроки.

Папе лишь изредка приходили письма из банка, но при его специальности тут не было ничего удивительного. Софиин отец был капитаном крупного танкера и почти все время проводил в море. Если главе семейства случалось на несколько недель задержаться дома, он неслышными шагами передвигался по комнатам и всячески обхаживал Софию и ее маму. Потом он снова уходил в плавание и как бы исчезал из их жизни.

Сегодня в почтовом ящике обнаружилось всего одно письмо, и адресовано оно было Софии.

На небольшом конверте стояло: «Софии Амуннсен, Клёвервейен, 3». Ни обратного адреса, ни имени отправителя не значилось. Не было и почтовой марки.

Затворив за собой калитку, София тут же вскрыла конверт. Внутри оказался крошечный листок бумаги, размером даже меньше конверта. На листке было написано:

Кто ты такая?

И всё. Ни тебе «здравствуй», ни тебе подписи, только три выведенных от руки слова с огромным вопросительным знаком в конце.

София снова взглянула на конверт. Нет, конечно, письмо предназначено ей. Но кто опустил его в почтовый ящик?

Она торопливо вынула ключ и отперла красный дом. Верный своей привычке кот Шер-Хан успел прошмыгнуть между кустов, вскочить на крыльцо и проскользнуть в дверь, прежде чем София ее за собой закрыла.

— Кис-кис-кис!

Иногда Софиина мама в сердцах называла их дом зверинцем. Живности у Софии действительно хватило бы на маленький зоопарк. Сначала ей купили круглый аквариум с золотыми рыбками — Златоглавкой, Красной Шапочкой и Черным Петером. Затем появились волнистые попугайчики, которых она назвала Тут и Там, черепаха Говинда и, наконец, тигровый кот Шер-Хан (в желтую и коричневую полоску). Все эти животные призваны были скрашивать девочке жизнь, пока мама работала, а папа путешествовал по свету.

Сбросив с себя школьную сумку, София насыпала в миску Шер-Хану кошачьего корма, а сама плюхнулась на кухонную табуретку с таинственным письмом в руке.

«Кто ты такая?»

Ничего вопросик! Естественно, она знала, что ее зовут София Амуннсен, но кто она такая? Этого София еще не выяснила.

А если б ее звали по-другому? Скажем, Анна Кнутсен? Неужели тогда она была бы иной?

София вдруг вспомнила, что папа хотел назвать ее Сюннёве. Она попробовала мысленно протянуть руку и представиться: «Сюннёве Амуннсен»… но у нее ничего не вышло. Так могла представляться только совсем другая девочка.

София соскочила с табуретки и прямо с письмом пошла в ванную. Встав перед зеркалом, она посмотрела себе в глаза.

— Я — София Амуннсен, — сказала она.

Девочка в зеркале и бровью не повела в ответ. Что бы ни делала София, она лишь в точности повторяла ее движения. София попыталась опередить свое отражение молниеносным рывком в сторону, но вторая девочка успела повторить даже его.

— Кто ты такая? — спросила София.

Ответа и тут не последовало, однако София на мгновение растерялась, не уверенная в том, кто из них задал вопрос: то ли она сама, то ли ее отражение.

— Ты — это я, — сказала София, ткнув пальцем в нос двойника.

Снова не получив ответа, она склонила голову набок и прибавила:

— А я — это ты.

София Амуннсен не всегда бывала довольна своей внешностью. Хотя ей часто делали комплименты по поводу красивых миндалевидных глаз, она знала, что у нее великоват рот и коротковат нос и что комплиментами ее просто пытаются утешить. Да и уши почти вплотную прилегали к глазам. Впрочем, больше всего неприятностей доставляли Софии прямые черные волосы, с которыми при всем желании нельзя было ничего поделать. Отец иногда, гладя дочку по голове, вспоминал прелюдию Клода Дебюсси и называл Софию «девушкой с волосами цвета льна». Хорошо отцу шутить: не он всю жизнь мучается с жесткими прядями, которые не берут ни лак, ни гель.

Временами София казалась себе чуть ли не уродиной. Мама как-то обмолвилась о тяжелых родах — может, дело в этом? Однако неужели внешность человека определяется в момент рождения?

Все-таки странно, что София не знает, кто она такая. И глупо, что ей не дали распорядиться своим внешним видом. Наружность свалилась на нее с неба. Друзей своих она, возможно, и выбирает, но себя она явно не выбирала. Даже то, что София родилась человеком, не было ее собственным выбором.

И вообще: что такое человек?

София опять подняла взгляд на девочку в зеркале.

— Пойду учить природоведение, — извиняющимся тоном сказала она и мигом очутилась в прихожей.

«Нет, — подумала София, — лучше сначала в сад».

И, ногой выставив кота на крыльцо, прикрыла за собой входную дверь.

София застыла на гравийной дорожке, сжимая в руке таинственное письмо, — и вдруг почувствовала себя куклой, ожившей по мановению волшебной палочки.

Все-таки здорово, что она попала в этот мир и с ней стали происходить необыкновенные приключения…

Шер-Хан легко перепрыгнул через дорожку и исчез в зарослях красной смородины. Вот уж кто не задавался вопросами о своем существовании и был не ожившей куклой, а более чем живым котом — начиная от белых усов и кончая извивами блестящего хвоста. Шер-Хан тоже гулял в саду, однако вряд ли представлял это себе так, как делала София.

Размышляя о бытии, она задумалась и о том, что не будет существовать вечно.

«Сейчас я живу на свете, — рассуждала она. — Но когда-нибудь меня не станет».

Есть ли жизнь после смерти? В этом кот тоже совершенно не разбирался.
http://www.litmir.me/br/?b=55764&p=2

Аватара пользователя
Автор темы
Салтар
Бываю часто
Бываю часто
Сообщения: 954
Зарегистрирован: 07.04.2011
Возраст: 17
Контактная информация:
Философия - очень интересно

Сообщение Салтар » 02 мар 2015, 22:20

Агидель, спасибо огромное! Очень интересный рассказ, и в нем есть суть: понять кто ты и для чего создан. Именно для этого и существует философия и благодаря ей можно многое понять. Иногда необходимо задуматься: кто же ты, для чего создан, есть ли жизнь будущая, кем ты станешь, каков твой путь. И мудрый человек придет к выводу о монотеизме, о единобожии и поймет, что жизнь есть будущая и лучше прожить жизнь эту в труде и покаянии и спастись, чем жить в удовольствиях (как жил Эпикур считал что жить надо для собственной выгоды, удовольствий и наслаждений) и попасть в ад ннавечно. Каждый выбирает свой путь и задумываться над существованием необходимо, надо каяться в своих грехах и знать, где ты их совершил и делать добрые дела но все это легче делать тогда когда ты осознал для чего создан

Отправлено спустя 59 секунд:
Временами ошибки, я писал с планшета
Обожаю этот форум)

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 05 мар 2015, 04:49

Юстейн Гордер. Мир Софии
Иисус Христос
ИИСУС ХРИСТОС
Надеюсь, София, ты следуешь за ходом моих рассуждений, ключевую роль в которых играют слова «Мессия», «сын Божий», «спасение» и «царство Божие». С самого начала все они воспринимались в политическом контексте. Во времена Христа многие еще верили в пришествие нового Мессии, то есть политического, военного и религиозного лидера, сопоставимого по масштабу с царем Давидом. В таком «спасителе» видели национального освободителя, который бы положил конец страданиям евреев под римским владычеством.

Но многие расширяли поле его деятельности. Примерно за два века до рождения Христа на передний план выдвинулись пророки, утверждавшие, что обещанный Мессия станет спасителем всего мира. Он призван был не только избавить израильтян от иноземного ига, но и спасти человечество от вины и греха… более того, от смерти. Надежда на «спасение» в этом смысле слова охватила весь эллинистический мир.

И вот появляется Иисус — далеко не единственный из тех, кто мог воплощать собою обещанного Мессию. Он также говорит о «сыне Божием», «царствии Божием», «Мессии» и «спасении», подчеркивая таким образом свою связь с древними пророчествами. Он въезжает в Иерусалим и не противится тому, что его восторженно приветствуют в качестве всеобщего спасителя. Он проводит явные параллели с церемонией «посажения на престол» древних царей, даже позволяет народу помазать себя. Он говорит, что «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие».

Все это важно, но сейчас тебе следует обратить внимание на другое: в отличие от других мессий, Иисус твердо давал понять, что претендует не на роль военного или политического вождя. Его задача была значительно шире.

Он проповедовал для всего человечества спасение и прощение его Господом. Вот почему он мог ходить среди людей и говорить каждому встречному: «Прощаются тебе грехи твои».

Подобная раздача «индульгенций» была делом неслыханным. Более того, Иисус называл Бога «Отче» (Авва), что опять-таки было по тогдашнему времени весьма необычно в еврейской среде. Неудивительно, что вскоре книжники возроптали против него и начали готовиться к тому, чтобы отправить его на казнь.

Уточняю: во времена Иисуса многие ожидали пришествия Мессии, который бы с большой помпой (иными словами, огнем и мечом) установил «царство Бога». Выражение «Царствие Божие» красной нитью проходит и через проповеди Иисуса Христа, причем в весьма расширенном значении. Он говорил, что «Царствие Божие» — это любовь к собратьям, забота о слабых и прощение оступившихся.

Речь, таким образом, идет о серьезном переосмыслении древнего выражения, ранее употреблявшегося в полувоенном значении. Народ ждал полководца, который бы в скором времени объявил о наступлении «царства Бога». А тут появляется Иисус в хитоне и сандалиях и говорит, что «Царство Божие» (или «новый завет») внутри нас и это — «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Более того, София, он велит нам возлюбить наших врагов. Если они бьют нас, нужно не платить им той же монетой, а «подставить другую щеку». И прощать — не семь раз, а «седмижды семьдесят раз».

Иисус на собственном примере показал всем, что не чурается разговоров ни с блудницами, ни с нечистыми на руку мытарями (сборщиками податей), ни с политическими врагами народа. Он идет еще дальше, говоря: и наглец, расточивший отцовское имение, и подлый мытарь, похитивший часть денег, праведны перед Господом, если только они обратятся к Богу и попросят у него прощения. Вот насколько милостив Господь.

Но Христос не остановился и на этом (держись, чтобы не упасть): он утверждал, что подобные «грешники» более праведны перед Богом и, следовательно, больше заслуживают прощения Господа, чем кичащиеся своей праведностью безупречные фарисеи и саддукеи.

Иисус утверждал, что ни один человек не в состоянии заслужить милость Господню. Мы не можем сами спасти себя (во что верили многие греки!). Выдвигая в Нагорной проповеди строгие этические требования, Христос стремится не только к показу воли Божией. Он хочет также показать, что никто не праведен перед Господом. Божье милосердие не знает границ, однако каждый из нас должен обратиться к Богу с молитвой о прощении.

Более подробное освещение вопроса о том, кем был Иисус Христос и в чем заключалось его учение, я оставляю на долю твоего учителя Закона Божия. Пускай потрудится. Надеюсь, ему удастся донести до тебя всю самобытность этого человека, который, с одной стороны, пользуется современным ему языком, а с другой — придает новое, расширительное значение старым лозунгам. Неудивительно, что он кончил свои дни на кресте. Его радикальные идеи спасения противоречили интересам и властным устремлениям столь многих, что его просто необходимо было убрать с дороги.

На примере Сократа мы уже убедились в том, как опасно бывает взывать к людскому разуму. В случае с Иисусом мы видим, как опасно требовать безоговорочной любви к ближнему и столь же безоговорочного прощения. Даже в сегодняшней действительности мы наблюдаем, что могучие державы начинают трещать по швам под напором элементарных требований мира, любви, еды для бедных и прощения для врагов государства.

Помнишь гнев Платона, когда самый праведный человек в Афинах поплатился за свои убеждения жизнью? Согласно христианскому вероучению, Иисус был единственным праведником на свете. Тем не менее его приговорили к смерти. Опять-таки согласно христианскому учению, он умер за грехи человечества, то есть стал «искупительной жертвой». Иисус был «страждущим рабом», который взял на себя грехи всех людей, дабы «примирить» нас с Господом и избавить от Его наказания.
Отправлено спустя 4 минуты 2 секунды:
АПОСТОЛ ПАВЕЛ
Через несколько дней после распятия и погребения Иисуса Христа начали распространяться слухи, что он восстал из гроба. Таким образом Иисус показал всем, что он более чем человек, что он и в самом деле «сын Божий».

Как известно, христианская церковь открывает пасхальное утро словами о воскресении Иисуса. Уже апостол Павел твердо говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша».

Теперь все получили надежду на то, что «будут воздвигнуты во плоти». Ведь Иисуса распяли ради нашего спасения. Причем обрати внимание, дорогая София, что у евреев речь идет не о «бессмертии души» (или каком-либо виде «переселения душ»). Эта идея была греческого — то есть индоевропейского — происхождения. Согласно же христианству, в самом человеке нет ничего бессмертного, даже бессмертной души. Церковь верит в воскресение тела и в вечную жизнь, но спасением от смерти и «гибели» мы обязаны чуду, которое творится Господом. Спасение это не зависит от наших усилий, оно не объясняется и какими-либо естественными, то есть врожденными, качествами.Первые христиане начали проповедовать «благую весть» о спасении, которое дарует вера в Иисуса Христа. Его труды о спасению должны были привести к «Царствию Божию». Теперь можно было приобщить к вере в Христа весь мир. («Христос» представляет собой греческий перевод слова «мессия» и, следовательно, означает «помазанник».)

Всего через несколько лет после смерти Иисуса был обращен в христианство фарисей Павел. Благодаря миссионерским путешествиям по всем греко-римским владениям он превратил христианство в мировую религию, о чем мы узнаем из «Деяний святых Апостолов». Кроме того, мы знакомимся с проповедями и наставлениями Павла через многочисленные послания, которые он писал первым христианским общинам.

И вот он добрался до Афин. Он пошел на площадь сей столицы философии и, как рассказывают, «возмутился духом при виде этого города, полного идолов». В Афинах он посетил синагогу, а также беседовал с эпикурейскими и стоическими философами, которые привели его на Ареопаг. Здесь они сказали: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши; посему хотим знать, что это такое?»

Представляешь себе такую картину, София? На афинской площади появляется еврей и начинает рассказывать о некоем спасителе, которого распяли на кресте и который затем восстал из мертвых. Уже во время посещения Павлом Афин мы ощущаем конфликт между греческой философией и христианским учением о спасении. И все же апостолу Павлу удается произвести впечатление на афинян. Стоя на Ареопаге — то есть рядом с возвышавшимися над головой величественными храмами Акрополя, — он держит следующую речь:

Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо, нужду. Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лику земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.

Апостол Павел в Афинах. Мы говорим о начале распространения христианства в глубь греко-римского мира — христианства как нового учения, разительно отличающегося от философии эпикуреизма, стоицизма или неоплатонизма. Тем не менее Павел находит основу для него и в этой культуре. Он указывает на заложенное в каждом человеке устремление к Богу. Для греков поиски Бога не были чем-то новым. Новым в проповеди Павла оказалось то, что Бог тоже открылся перед людьми и даже пошел им навстречу. Иными словами, он не просто «философский Бог», до которого люди могут дотянуться с помощью разума. Он также не «подобен золоту, или серебру, или камню» — таких божеств у греков было достаточно и на Акрополе, и внизу, на просторной агоре. И Господь «не в рукотворенных храмах живет». Этот Бог представляет собой личность, он вмешивается в ход истории и принимает ради человека смерть на кресте.

В «Деяниях Апостолов» рассказывается, что после этой речи Павла некоторые слушатели стали насмехаться над ним, не веря словам о воскресении Иисуса, но другие сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Нашлись и такие, которые примкнули к апостолу и уверовали в христианское учение. Среди них была женщина по имени Дамарь, что само по себе примечательно. Однако в христианство обратились не только женщины.

Тем временем апостол Павел продолжал свою миссионерскую деятельность. Уже в первые десятилетия нашей эры христианские общины были образованы в наиболее значительных городах греко-римского Средиземноморья — в Афинах, Риме, Александрии, Эфесе, Коринфе. На протяжении трех-четырех веков весь эллинистический мир стал христианским.
Отправлено спустя 2 минуты 17 секунд:
СИМВОЛ ВЕРЫ
Надо сказать, что апостол Павел оказал решающее воздействие на христианство не только в качестве миссионера. Он приобрел большое влияние и в самих христианских общинах, где ощущалась острая нужда в духовном наставлении.

В первые годы после смерти Христа важную роль играл вопрос о том, могут ли не-иудеи становиться христианами без приобщения сначала к иудаизму. Следует ли, например, греку соблюдать Моисеев закон? По мнению Павла, это было не обязательно. Ведь христианство нельзя было рассматривать как одну из сект иудаизма. Оно обращалось со своей вестью о спасении ко всему человечеству. Старый завет между Богом и Израилем сменился «новым заветом», заключенным Богом со всеми людьми.

Но христианство было не единственной новой религией того периода. Как я уже объяснял, эллинизм отличался разнообразием религий, поэтому церкви важно было выступить с кратким изложением основ христианского учения — и чтобы отграничить себя от других религий, и чтобы воспрепятствовать расколу христианской церкви. Так появились первые символы веры. В символе веры суммируются главные христианские «догматы», то есть положения этого учения.

Одним из таких положений стал тезис о сочетании божественного и человеческого в Иисусе Христе. Иными словами, что он был «Сыном Божиим» не только благодаря своему деянию. Христос сам по себе был Бог. В то же время он был «истинным человеком», разделившим людские беды и претерпевшим муки на кресте.

Тут можно усмотреть противоречие, однако церковь настаивала именно на превращении Бога в человека. Иисус отнюдь не был «полубогом» (то есть получеловеком-полубогом), вера в которых получила широкое распространение в религиях Древней и эллинистической Греции. Церковь учила, что Иисус был «совершенным Богом» и «совершенным человеком».

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 22 май 2015, 21:29

Почему важна философия
Философия не печет тортов и не строит мосты. Но есть и другое применение знаний — направлять наши жизни и контролировать общество, чтобы оно стало лучшим, а не худшим. Философия — та наука, которая помогает понять взаимосвязь всех человеческих знаний. Философия — то, что поможет разобраться в себе и мире вокруг. И в конце концов философия помогает стать тем человеком, каким вы можете быть.

Продолжаем чтение книги Юстейна Гордера "Мир Софии".
— Крупнейшим и важнейшим философом зрелого средневековья был Фома Аквинский, который жил с 1225-го по 1274 год. Родившийся близ захолустного городка Аквино (между Римом и Неаполем), он стал преподавателем университета в Париже. Я называю его философом, но он был также богословом. Собственно говоря, в те времена особой разницы между философией и теологией не было. Совсем коротко можно сказать, что Фома Аквинский «обратил в христианство» Аристотеля, как на заре средневековья Августин «обратил в христианство» Платона.
— Тебе не кажется смешным обращение в христианство философов, живших за много веков до Христа?

— Пожалуй. Но под «обращением в христианство» двух великих греческих философов мы имеем в виду лишь толкование их взглядов таким образом, что в них перестали видеть угрозу христианскому учению. Про Фому Аквинского говорят, что он «взял быка за рога».

— Я не знала, что философия имеет отношение к бою быков.

— Фома Аквинский был в числе тех, кто попытался соединить философию Аристотеля с христианством. Принято говорить, что он создал синтез веры и знания — и сделал это, углубившись в философию Аристотеля и поймав его на слове.

— Ага, вот почему «взял быка за рога». К сожалению, я почти не спала, поэтому боюсь, тебе придется мне кое-что разжевывать.

— Согласно Фоме Аквинскому, утверждаемое разумом или философией вовсе не обязательно должно вступать в противоречие с тем, что подсказывает нам христианское откровение или вера. Весьма часто тезисы христианства и философии совпадают, поэтому можно с помощью разума прийти к тем же истинам, о которых написано в Библии.

— Как это возможно? Неужели разум подсказывает нам, что Бог сотворил мир за шесть дней? Или что Иисус был сыном Господа?

— Нет, подобные истины мы в состоянии познать лишь через веру и христианское откровение. Но Фома Аквинский считал, что существуют также «естественные богословские истины», под которыми он подразумевал истины, познаваемые как с помощью христианского откровения, так и с помощью изначально присущего нам, или «естественного», здравого смысла. Примером такой истины может служить существование Бога. Иными словами, Фома видел два пути к Господу: один — через веру и откровение, второй — с помощью разума и чувственных восприятий. В действительности более надежен из этих двух путей первый, поскольку опора только на разум нередко ведет к заблуждению. Суть же взглядов Фомы Аквинского в том, что философия, скажем, Аристотеля вовсе не обязательно должна вступать в противоречие с христианским учением.

— Значит, мы можем опираться либо на Аристотеля, либо на Библию и это будет безразлично?

— Нет-нет. Аристотель лишь частично продвинулся вперед, так как не был знаком с христианским откровением. Однако частичное продвижение вперед не означает заблуждения. К примеру, не будет неверным сказать, что Афины находятся в Европе, хотя это будет недостаточно точно. Если в книге говорится об Афинах лишь как о европейском городе, не мешает открыть учебник географии, из которого ты узнаешь более полную истину: Афины — столица Греции, небольшой страны в юго-восточной Европе. Если повезет, тебе сообщат и кое-что об Акрополе, не говоря уже о Сократе, Платоне и Аристотеле!

— Но первые сведения об Афинах тоже были правильны.

— Совершенно верно! Фома Аквинский и стремится доказать существование одной-единственной истины. Когда Аристотель указывает на некий факт, который наш разум признает истинным, факт этот не противоречит и христианскому мировоззрению. Многие истины можно постичь с помощью разума или органов чувств, и именно такие истины проповедует Аристотель, описывая жизнь растений и животных. Другие истины раскрыл нам Господь через Библию. Однако эти два вида истин нередко перекрывают друг друга. По многим вопросам Библия и здравый смысл говорят нам в точности одно и то же.

— Например, что Бог существует?

— Именно. Аристотелева философия предусматривала существование Бога (или первопричины), который запустил все природные процессы. Но Аристотель не описывает Бога сколько-нибудь подробно, так что в этом отношении нам приходится полагаться на Библию и проповеди Иисуса Христа.

— А так ли уж точно, что Бог есть?

— Разумеется, о его существовании можно спорить. Тем не менее и сегодня большинство людей сходится во мнении, что человеческий разум не может доказать отсутствие Бога. Фома пошел дальше, утверждая, что может на основе философии Аристотеля доказать существование Бога.

— Не слабо.

— По словам Фомы, с помощью разума мы можем также познать, что все вокруг нас имеет «первопричину». Иными словами, Бог открывается людям как через Священное Писание, так и через разум, почему можно говорить о существовании «теологии откровения» и «естественной теологии». Так же обстоит дело и в области морали. Библия показывает нам, какой образ жизни Бог считает правильным для нас. Но, помимо этого, Господь наделил нас совестью, позволяющей «естественным» образом различать добро и зло. Итак, есть «два пути» к высоконравственной жизни. Мы можем знать, что нельзя совершать дурные поступки в отношении ближнего, даже если не читали в Писании: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». А все-таки вернее всего следовать закону, изложенному в Библии.

— Кажется, я разобралась. Это примерно так же, как мы узнаем о грозе — и по молнии, и по раскатам грома.

— Правильно. Даже если мы слепы, мы слышим гром. И даже если глухи, узнаём грозу по молнии. Разумеется лучше всего и слышать, и видеть. Но зрительное и слуховое впечатления не противоречат друг другу, а, напротив, служат взаимным дополнением.

— Понимаю.

— Позволь мне привести еще один пример. Предположим, ты читаешь роман… скажем, «Викторию» Кнута Гамсуна…

— Кстати, я ее читала…

— Тогда можно ли сказать, что, прочитав роман, ты узнаёшь кое-что и об его авторе?

— По крайней мере я узнаю о существовании писателя, который его сочинил.

— А еще что?

— Что у него довольно романтический взгляд на любовь.

— Итак, читая эту книгу (плод творческих усилий Гамсуна), ты получаешь некоторое представление и о характере писателя. Но ты не ожидаешь найти в ней личностные сведения об авторе. Скажем, можешь ли ты вычитать из «Виктории», в каком возрасте писатель сочинил роман, где он жил и сколько у него было детей?

— Конечно, нет.

— Зато ты можешь найти такие сведения в биографии Кнута Гамсуна. Лишь в биографии — или автобиографии — ты имеешь возможность ближе познакомиться с автором как личностью.

— Что верно, то верно.

— Подобным же образом складываются отношения между творениями Господа и Библией. Только в окружающей природе мы можем найти свидетельства существования Бога. Пожалуй, на основе наших наблюдений мы сумеем заключить, что ему нравились цветы и животные, иначе он бы их не создал. Но сведения о Господе как личности мы находим лишь в Библии… то есть в его «автобиографии».

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 12 сен 2015, 08:41

"Наука — это определенный тип мышления, который провоцирует определенный тип деятельности. То есть, не всякий кто работает ученым занимается научной деятельностью. Научная же атмосфера — это касталийская атмосфера — реализация познавательного запроса (объективизация) рациональным путем. Фактически это говорит о том, что эта деятельность не игровая, не имитационная, требующая высокой степени развития коммуникационных навыков".

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 19 сен 2015, 15:43

В чем разница между мнением и заблуждением

Ваш собеседник с умным видом изрекает явную глупость, но убедить его в том, что он заблуждается, не получается. «Это мое личное мнение» – заявляет он.
«В последние несколько лет я много общаюсь со студентами. Их ужасно злит, когда я говорю им, что слова «Это мое личное мнение» не исключают того, что связанное с ними утверждение может быть в корне неверным. Меня поражает, как некоторые люди извергают фонтаны запредельной глупости в устной или письменной форме, прикрываясь «личным мнением». Они гневно отвергают любую информацию, которая бросает вызов их взглядам и привычкам, – это меня по-настоящему пугает. Мнение или, что еще хуже, убеждение стало щитом, прикрывшись которым, плохо сформулированные, скудные мысли проползают в соцсети.

Большинство из нас приучено думать, что мнение не может быть неправильным. Строго говоря, это правда. Но прежде чем вы скрючитесь за этим щитом, задайте себе два вопроса.

Действительно ли это мнение?
Если это мнение, насколько я информирован и почему я его придерживаюсь?

Согласно словарю, мнение – это предпочтение или суждение о чем-либо. «Мой любимый цвет черный». «Я терпеть не могу мятный вкус». «Доктор Хаус» – лучший сериал на медицинскую тему». Все это мнения. Они могут принадлежать только мне или быть массовыми, но у них есть одно общее свойство: их нельзя проверить. Я просто так считаю.

Нет ничего плохого в том, чтобы иметь мнение по поводу разных вещей. Проблему создают люди, чье мнение на самом деле – заблуждение.

По данным опросов, каждый четвертый американец верит, что никакого потепления климата на самом деле нет. Но что это меняет? Потепление климата – свершившийся факт. С таким же успехом можно провести опрос «Какое число больше, 15 или 5»? или «Правда ли, что совы существуют»?
Да, есть вопросы, на которые пока нет достоверных ответов, они нуждаются в дальнейшем изучении. Например, до сих пор неизвестно, к какой расе принадлежали древние египтяне. Историки не могут прийти к согласию в этом вопросе, а древнеегипетское искусство слишком стилизованно, чтобы можно было судить непредвзято.

И здесь мы переходим ко второй проблеме – насколько обоснованно ваше мнение и почему вы его придерживаетесь? Хотя теоретически мнение не может быть неправильным, оно может быть оторванным от реальности – например, ему не хватает логики. Скажем, я встретил поклонника сериала «Доктор Хаус», и он говорит мне, что его любимая серия – такая-то. Пока ничего страшного. Однако в ходе разговора выясняется, что он или она видели только два первых сезона. Если бы человек посмотрел все серии, его мнение было бы более обоснованным. Конечно, нет причин смотреть весь сериал – это отнимает силы и время. Иметь мнение, основанное на небольшой информации, естественно.Но нельзя считать небольшую информацию шире, чем она есть. Есть разница между убеждением и теми случаями, когда вы просто не знаете фактов. Например, верить, что белые сталкиватся с такой же дискриминацией, как люди с темным цветом кожи, можно, только если вы совсем не в курсе показателей безработицы среди чернокожего населения по сравнению с белокожим и для вас в новинку тот факт, что в мировом списке глав самых успешных компаний только 5 человек из 500 – с темным цветом кожи, а из 43 президентов США 42,5 – белые.

В юности нам всем свойственно жить в мире иллюзий. Однако со временем, вступая в мир и осваиваясь в нем, мы обнаруживаем, что то, что мы считали своим обоснованным мнением, на самом деле – маленькая мыслишка, рожденная нашими эмоциями и минимумом информации. Многие, многие, многие из наших мнений на поверку оказываются малообоснованными или откровенно ошибочными. Да, мы так считаем, но это не приближает наше мнение к реальности, и никто не обязан уважать нашу точку зрения только потому, что она наша».

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 07 дек 2015, 20:52

«Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую — на безделье, и всю жизнь — не на те дела, что нужно.»

— Сенека (64 г. н.э.)

Изображение

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 01 янв 2016, 20:38

Казуистика (от лат. casus (conscientae) — известные случаи) — часть науки о морали, которая определяет поведение («казусов совести», «меры греха») в определённых условиях и событиях.

Казуистика

Казуи́стика (от лат. casus — «случай», «казус») — в общеупотребительном бытовом значении под этим термином понимают изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей; крючкотворство.
ru.wikipedia.org

Казуистика (лат. – случай) – часть теологии, оформленная в богословскую дисциплину, изучающая приложимость общих духовно-нравственных законов к конкретным случаям жизни.
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000

КАЗУИСТИКА [от лат. casus - случай], метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии…
Православная энциклопедия

КАЗУИСТИКА - изворотливость в споре, в доказательстве сомнит. положений; в иудаизме - ловкое толкование Торы и Талмуда. Талмудич. К. — хилук или пил-пул - это рассуждения на религ.-обрядовую тему, масса тонких хитросплетений…
Атеистический словарь. - М, 1986


Обычно методика рассуждения и вопроса по казуистической схеме такова: подведение прецедента под общий случай. В обычном словоупотреблении казуистика понимается как ловкость, изворотливость, искушенность в словопрениях. Вот, например, вопрос, который долгое время, в течение веков обсуждался совершенно серьезно: "Есть ли душа у женщины?" Ничтоже сумняшеся, ученые мужи - богословы и теологи, отвечая па этот вопрос, разыскивали ответ в прецедентах, описанных в Священном Писании, начиная от сотворения первой женщины Евы из ребра Адама, замечая, что в тексте Библии явным образом говорится, как, создав Адама, Бог вдохнул в него душу. Но, утверждали они, Библия не содержит указания ни на один прецедент, где бы говорилось о подобном деянии в отношении Евы. Значит, делали вывод они, у женщины нет души. И только Ватиканский собор, состоявшийся в прошлом веке, положил конец этим в высшей степени ученым спорам: голосованием (с большинством в один голос) было раз и навсегда "установлено", что душа у женщины есть.

Законы устанавливаются законодателями; вечные законы - Небесным Законодателем.


Когда речь идет о вечных законах - то это суд совести, суд ближних, суд общества, суд Церкви. В итоге - суд Небесного Судьи. Но всегда _суд_, то есть тщательное исследование и взвешивание _конкретных_ обстоятельств. во всем их многообразии и во всей неповторимости.

А что такое казуистика? - Это замена суда заранее заготовленными приговорами.
Происходит от слова "казус", случай или событие.
Казуистика - это направление в нравственной философии, которое ставит своей задачей на каждый предполагаемый "казус" выработать некоторое стандартное решение путем общих формальных рассуждений.

Православию казуистика чужда, как и чужд латинский формализм. Не нужно выдумывать казусов; нужно жить по-христиански, нужно идти по жизни вместе с Христом и Его Святой Церковью - и тогда в трудных случаях Он всегда поможет найти решение.

Ответ на ваш вопрос - ищите _свой_ нравственный путь не в общих рассуждениях, но в подвиге христианской жизни.
Иеромонах Макарий (Маркиш)

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Это интересно
    Agidel » 31 авг 2012, 14:58 » в форуме Православие и мы
    103 Ответы
    3782 Просмотры
    Последнее сообщение Agidel
    26 апр 2017, 20:14
  • ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
    Огонёк » 22 мар 2012, 23:51 » в форуме Учёба
    81 Ответы
    4989 Просмотры
    Последнее сообщение Agidel
    10 июн 2017, 17:01

Вернуться в «Учёба»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость