УчёбаФилософия - очень интересно

Об учёбе, а также дружеская взаимопомощь в выполнении сложных заданий

Модератор: Madiken

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 26 авг 2016, 18:39

Изображение
27 августа 1770 года в Штутгарте родился Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель, один из творцов немецкой классической философии.

Несмотря на то, что трактовка его идей остаётся разноречивой, его канонический статус в философии Запада общепризнан: Гегель – один из величайших мыслителей в истории.

Реклама
Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 02 окт 2016, 04:55

Дени Дидро, великий французский писатель, философ, энциклопедист, корреспондент и друг императрицы Екатерины II Великой, родился 5 октября 1713 года.

По приглашению Екатерины он приехал в Россию, где написал «План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства» и заметки «О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и другие, где рассмотрел весь спектр педагогических проблем.

Дидро выступил с проектом государственной системы народного образования на принципах всеобщего бесплатного начального обучения и бессословности. Он стремился обеспечить фактическую доступность школы, считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе).
----
Портрет Дени Дидро работы Луи-Мишеля ван Лоо (1767)
Изображение

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 16 окт 2016, 06:44

Д. С. Лихачёв


Сергий Радонежский и Франциск Ассизский


В данной статье меня интересует типологическое сравнение двух наиболее значительных фигур Предвозрождения1, итальянского и русского: Франциска Ассизского и Сергия Радонежского. Обоих характеризует стремле-ние к уединению и к уединённой молитве, нищета, частичный отход от офи-циальной церкви, общение с природой и т.д.
Не буду останавливаться на этих чертах святого Франциска – они об-щеизвестны. Моя задача состоит лишь в том, чтобы найти сходства и разли-чия в том, что нам известно о Сергии Радонежском. Сходства ¬– в принадлеж-ности к общей эпохе Предвозрождения, впрочем, начавшейся в России не-сколько позднее, чем в Италии. Различия, очевидно, в национальных особен-ностях религиозной жизни.
К сожалению, жизнь Сергия Радонежского известна нам менее по-дробно, чем жизнь святого Франциска. Житие Сергия Радонежского2 пред-ставляет собой чрезвычайно искусно построенный труд, полный риториче-ских словоплетений, состоящий в основном из восхвалений и богословских рассуждений о значении того или иного факта в жизни Сергия, фактическая же сторона жизни подана более чем скромно.
Жизнь Сергия отделяет от жизни Франциска почти целое столетие. Родился Сергий примерно в 1314-1322 или 1323 г., умер 25 сентября 1392 г. Хронологический разрыв понятен: культурная жизнь Руси была сильно за-торможена татаро-монгольским игом, начавшимся с нашествия орд Батыя в 1237 г., продолжавшимся при жизни Сергия и закончившимся только в 1471г., когда великий князь московский Иван III в присутствии татарского посла изломал изображение хана, бросил обломки на землю и растоптал но-гами.
Как и святой Франциск, святой Сергий выше всего из христианских подвигов ставил нищету, духовное преодоление всех телесных страданий и деятельную любовь ко всему живому – к людям и животным.
Это их сближает. Но разделяет – отношение к нищете. Сергий Радо-нежский строго запрещал своей духовной пастве просить милостыню, но тре-бовал подавать милостыню нищим из последнего. Вот что рассказывается в Житии: «Случилось однажды такое испытание, - потому что с испытанием со-вершается и милость Божья: как-то не было хлеба и соли у игумена, и во всём монастыре истощилась всякая еда. А была заповедь у преподобного игумена для всех братьев такая: если когда-нибудь приключится такое испы-тание – или хлеба не будет, или кончится всякая еда, - то не выходить за этим из монастыря в деревню какую-нибудь или село и не просить у мирян нужного для пропитания, но сидеть терпеливо в монастыре, и просить, и ждать милости от Бога. Как братьям он повелевал и заповедовал, так и сам поступал, и терпел, и оставался три или четыре дня без всякой еды».
Об отношении Сергия к выпрашиванию милости говорит и следующий факт. Однажды, когда Сергий не ел уже три дня, он на четвёртый день взял в руки топор и пришёл к одному из старцев, живших в монастыре, и сказал: «Слышал я, что хочешь ты сени соорудить перед кельей своей. И я для этого пришёл, чтобы руки мои не были праздными, - построю сени тебе». Старец согласился и вынес ему, как плату, заплесневелый и ломаный хлеб. Но Сер-гий только тогда к нему прикоснулся, когда закончил постройку сеней. Так он показал, что не только подаяние, даже плату вперёд брать не хочет…
Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Это был его христианский подвиг. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах своих дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья, разрубив, разносил по кельям (своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, и остальную пищу, нужную бра-тии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».
Составитель Жития подчёркивает, что трудился Сергий для братии – не для себя. Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смире-ния. Это особенно видно по эпизоду, когда Сергий работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться крестьянином. Сергий был очень об-радован тем, что поклонник его не мог признать в нём прославленного игу-мена. Он первым подошёл к крестьянину, поклонился ему, поцеловал с боль-шой любовью и похвалил его за то, что гнушался им и был принят крестьяни-ном за нищего, «сироту».
Главная добродетель Сергия – то, что он труженик. «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуме-нов и главой», - пишет автор его Жития. Сама служба в церкви была связана с его собственноручным трудом: «просфоры же он сам пёк: сначала пшеницу толок и молол. Муку просеивал, тесто месил и квасил. Так, испекши просфо-ры, служил он Богу от своих праведных трудов, а другому не разрешал нико-му, хотя очень хотели многие из братьев печь просфоры. Но преподобный старался быть учителем и исполнителем («делателем»): и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».
Физический труд Сергия был одним из проявлений его хозяйственной деятельности. Впоследствии многие из русских святых были, прежде всего, не только основателями, но и организаторами хозяйства. Таким был, напри-мер, Пафнутий Боровский в своём Благовещенском монастыре, игумен Фи-липп в Соловецком монастыре и даже Иульяния Осорьина, в своём собствен-ном доме. Последняя не была монахиней. В числе главных её христианских подвигов был труд в её собственном поместье, от которого кормилась она са-ма и все её слуги. Если бы не её труд, - она не смогла бы оказывать помощь нищим и приходившим к ней голодающим крестьянам.
Почти сходно отношение Сергия и Франциска к животному миру. Вот один из рассказов его Жития:
«Однажды святой согласно своему правилу бодрствовал и за братию молился, чтобы Господь помог им в трудностях жизни и подвигах. Когда он так молился, уже поздним вечером, услышал он голос, говорящий: «Сергий!». Он удивился необычному для ночи звуку и, сотворив молитву, открыл в келье окошко, желая узнать, чей это голос. И вот узрел он видение чудесное: по-явился в небе свет яркий, который всю ночную темноту разогнал; и ночь эта озарена была светом, дневной свет превосходившим в яркости. Услышал он вторично голос, говорящий: «Сергий! Ты молишься за своих детей, и Господь моление твоё принял. Смотри же внимательно и увидишь множество иноков, во имя святой и живоначальной Троицы, собравшихся в твоё стадо, которое ты наставляешь». Святой взглянул и увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастыря».
Согласно древнерусским воззрениям, символ – такая же реальность, как и то, что он символизирует. Птицы были такими же иноками Сергия, как и иноки, чьё появление в монастыре они предвещали.
О том же отношении Сергия к зверям свидетельствует и рассказ Жи-тия о дружбе Сергия с медведем, ежедневно приходившим к нему в течение года. Сергий делился с ним последним куском хлеба. «Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого огорчить и без еды отпустить».
Характерно, что в обоих чудесах сверхъестественный момент относи-тельно невелик. Это вообще одна из особенностей русских житий святых.
Сергий Радонежский – один из самых популярных среди русского крестьянства святых. Он был чрезвычайно популярен уже при своей жизни. Это можно объяснить в первую очередь тем, что он был близок к народу и своей святой бедностью, и своим крестьянским трудолюбием. Крестьяне были основным населением России, и недаром они назывались именно крестьяна-ми, т.е. христианами.
Даже служение Богу (совершение литургии) соединялось у Сергия с простым, крестьянским трудом. Был он «учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».
Сперва крестьянский труд, а потом хозяйственные заботы, особенно основателей монастырей, стали со времени Сергия постоянным элементом благочестивой деятельности русских святых из монахов.
Могут быть проведены и другие сближения Франциска Ассизского и Сергия Радонежского. Оба, например, в основе своих взглядов номиналисты, при этом не случайно, что Сергий был почти современником новгородского архиепископа Василия – автора послания к тверскому епископу Фёдору Доб-рому о земном рае (1347г.), где Василий утверждает реальность рая в духе учения номиналистов.
Ученики обоих обращают внимание на народы Востока. Минорит Рай-мон Лулль добивается открытия факультетов восточных языков в некоторых европейских университетах. В России же ученик Сергия – Стефан Пермский создаёт в XIV в. письменность и просвещает народ финно-угорского проис-хождения – коми-зырян.
Приведу только один конкретный пример. Уже готовясь к смерти, Пафнутий Боровский стал поучать, как исправить плотину на пруде, которую сам когда-то делал. Автор рассказа о смерти Пафнутия инок Иннокентий пи-шет, отмечая важность этого события точнейшими данными:
«В 6985 (1477) году, индикта десятого, после святого и честного праздника Пасхи, в четверг третьей недели, на другой день после Георгиева дня, в третьем часу дня позвал меня старец (Пафнутий – Д.Л.) походить за монастырём. Когда же вышли из монастыря, то пошёл он к пруду, который со-здал многими трудами своими. И вот, когда пришли мы на место за плотиной, увидели ручей, просочившийся под мостом, и стал он меня наставлять, как преградить путь воде…»
При этом Пафнутий полностью осознаёт, что приспели ему иные забо-ты – связанные с тем, что надлежит ему в ближайшие дни умереть.
Ярче всего популярность Сергия проявилась в истории с нижегород-ским княжением. Не в первый раз выступал он миротворцем между князьями, но в 1365 г. Князь Борис Константинович Суздальский захватил у своего бра-та Дмитрия Константиновича нижегородское княжение. Дмитрий признавал главенство великого князя московского Дмитрия Ивановича, будущего побе-дителя татар на Куликовом поле. И поэтому вернуть Дмитрия Константинови-ча на нижегородское княжение было особенно важно. Когда уговоры не по-действовали, Сергий по одному своему слову затворил все церкви в Нижнем Новгороде, и Борис вынужден был сдаться. Народ не мог остаться без церков-ной службы.
Сила Сергия Радонежского, его слова особенно ярко выступает на фоне того факта, что он решительно отказывается принять сан главы русской православной Церкви. Сергий заявлял: «От юности я не был златоносцем; а в старости тем более желаю пребывать в нищете» и отказался принять от мит-рополита Сергия золотой «парамандный» крест митрополичий, усыпанный драгоценными камнями. Вот почему великий князь Дмитрий Иванович Мос-ковский перед выступлением в поход на хана Мамая приехал к Сергию в оби-тель и просил благословения. Это благословение необходимо было, чтобы огромная московская рать, большую часть которой составляли крестьяне, по-чувствовали бы святость предстоящей войны. Это не был очередной поход против войска Золотой Орды – это был крестовый поход христиан. Если права легенда о том, что Сергий дал ратниками Дмитрию, вопреки запретам мона-шества, двух схимников – Пересвета и Ослябю, то тем самым Сергий с осо-бенной убеждённостью показал, что сражение в войсках Дмитрия – святое дело. Могущество нищего-крестьянина было здесь продемонстрировано с особенной убедительностью.
Различие между святым Франциском и святым Сергием состоит, одна-ко, и в том, что во Франциске мы всё время ощущаем силу христианской люб-ви, его улыбающуюся открытость миру – людям и природе. Сергий гораздо «серьёзнее». Он делает своё дело без улыбки. Во всяком случае, автор Жития Сергия Радонежского только в немногих случаях отмечает его приветливость, особенно в случае с крестьянином, отказывавшимся признать в нём прослав-ленного игумена. Сергий поблагодарил его за это, обнял и поцеловал.
Итак, встреча Руси и Италии произошла ещё до того, как мы познали друг друга, в эпоху Предвозрождения обнаружились некоторые психологиче-ские соответствия: это в Италии Франциск Ассизский и Джотто, а на Руси – это Сергий Радонежский и Андрей Рублёв. Обе пары имеют чрезвычайно мно-го общих психологических черт, эти совпадения не сознательные, типологи-ческие.
Затем, в конце XV и в XVI веках наступил период сознательного оча-рования Италией. Этот период сознательного тяготения России к Италии объ-ясняется тем, что Русь и Россия воспринимали себя как третий Рим. Второго Рима уже не существовало, так как он был не только занят Османской импе-рией, но и отступил, с нашей точки зрения, от православия. И вот первый Рим, обращение к первому Риму было настолько большим, что для строитель-ства главной святыни Московского государства был приглашён итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, который работал в Москве над Успенским собором, одновременно в своём творчестве отражая идеи Ренессанса и симво-лическую систему успенских храмов, которая была принята на Руси. Москов-ский Кремль строили итальянские архитекторы Марко Руффо и Антонио Со-лари.
Таким образом, в Москве создалась своя Италия, свой Рим в прелом-лении московских государей и московской интеллигенции.
Затем интерес к Ренессансу перешёл в интерес к барокко, потому что барокко приняло на себя в России функции Ренессанса. И здесь огромную роль играли уже Польша и Украина, которые передали нам «школьное» ба-рокко и «весёлое» барокко, которое так овладело умами русских в XYII веке.
В XYIII веке – новое представление об идеальной Италии, которое снова давали главным образом итальянские архитекторы. Это строительство Петербурга. Строительство Петербурга осуществлялось в основном итальян-скими архитекторами или теми архитекторами, которые проходили выучку в Италии. Это Растрелли, это Росси, это Кваренги, это Ринальди, это Лукини и многие другие архитекторы. Так же точно происходило и в Москве, и в дво-рянских усадьбах.
Санкт-Петербург до сих пор сохраняет обаяние и итальянского горо-да, и вполне русского, т.е. города, который воплотил в себе представление опять-таки о Риме, в первую очередь о Риме идеальном – с огромными пло-щадями, с огромными водными пространствами, со стремлением к будущему и т.д.
Характерно, что русские помещики, которые строили свои усадьбы в конце XYIII– начале XIX вв., представляли себе, что они строят усадьбы глав-ным образом в итальянском духе. Сейчас мы привыкли говорить терминами искусствоведов, что это был екатерининский классицизм, что это был ампир, но на самом деле в представлении того времени это была, прежде всего, ита-льянская архитектура, архитектура Палладио, идеальной Италии.
Одновременно с этим русская культура обладала особой влюблённо-стью в отношении к Италии. И здесь я могу напомнить довольно хорошо из-вестные работы живописцев, русских поэтов об Италии. Здесь сохраняется всё время отношение в высшей степени положительное, но всё время меня-ющееся. Скажем, к концу XIX и в XX веке неожиданно всплывает вдруг Пред-ренессанс, неожиданно появляются вновь как знамя Италии Фpанциск Ас-сизский и Джотто. Это, между прочим, сказывается даже в творчестве Досто-евского, который Зосиму своего изобразил не столько даже как Сергия Радо-нежского, сколько Франциска Ассизского: Иван Карамазов, обращаясь к Алё-ше, говорит: «Ну, иди, иди к своему патер серафикус». «Патер серафикус» - прозвище Франциска Ассизского.


1.В русской культуре отсутствовала эпоха Возрождения. Существова-ли отдельные явления гуманистического и возрожденческого характера. Од-нако можно говорить об эпохе Предвозрождения, не перешедшей затем в эпоху Возрождения, а как бы замолчавшей на несколько столетий, пока ба-рокко не приняло на себя некоторые из функций Возрождения. Наиболее характерная черта Предвозрождения – это обращение к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере во всех областях культуры. Для Руси наиболее интенсивный период Предвозрождения приходится на вторую по-ловину XIV – начало XY вв. В религиозной жизни это было время основания многочисленных монастырей среди дикой природы, тяги к отшельничеству, нищенской жизни, полной лишений, трудной и упорной переписки книг, со-ставления переводов, влияния исихазма и т.д.
2. Последнее издание по рукописям: Памятники литературы древней Руси. XIV – середина XV века. Составление и общая редакция Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачёва. М., 1981. Цитаты в русском переводе М.Ф.Антоновой и Д.М.Буланина по этому же изданию. С. 256 – 429.
----
Наука и религия, № 6, июль, 1998

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 03 янв 2017, 20:18

3 января 106 года до Р.Х. в Арпине, Италия, родился Марк Ту́ллий Цицеро́н, римский политический деятель, оратор, философ, писатель; сторонник республиканского строя.

Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Его произведения уже в античную эпоху получили репутацию эталонных с точки зрения стиля, а сейчас являются важнейшим источником сведений о всех сторонах жизни Рима в I веке до Р.Х. Многочисленные письма Цицерона стали основой для европейской эпистолярной культуры; его речи принадлежат к числу самых выдающихся образцов жанра. Философские трактаты Цицерона представляют собой уникальное по охвату изложение всей древнегреческой философии.

Цицерон был казнён 7 декабря 43 до Р.Х. членами второго триумвирата, стремившимися к неограниченной власти.

Изображение


Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 03 янв 2017, 20:22

Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке. - Цицерон
Чьи уши закрыты для правды и кто не в силах выслушать ее из уст друга, того не спасёт уже ничто. – Цицерон
Через сомнения приходим к истине. – Цицерон
Хвастливые речи — первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами. – Цицерон

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 14 янв 2017, 05:03

В прошедшем 2016 году благодарное человечество скромно, но торжественно отметило 2400-летие со дня рождения Аристотеля. В России, как в целом справедливо принято считать, Аристотель не прочитан. С учетом упущенных столетий, самое время начать. В своем авторском курсе лекций Сергей Мельников доступно, но основательно раскрывает основные темы и понятия философской системы Аристотеля, его теорию познания, антропологию, теологию, космологию, физику, метафизику и этику. В том числе идет разговор о том, откуда взялись всякие важные философские слова типа «сущность» или «природа» и что за ними прячется. И, самое удивительное, каждая философская лекция имеет множество иллюстраций!

https://magisteria.ru/category/aristotl ... _medium=fb

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 21 янв 2017, 20:10

22 января 1935 года в Москве родился Александр Владимирович Мень, который стал священником Русской православной церкви, богословом, проповедником, библеистом и религиозным писателем.

Главный труд отца Александра — «История религии» в семи томах.

Отец Александр Мень открыл одну из первых воскресных школ в России своего времени. Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии». Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.

Был убит в 1990 году. Обстоятельства и мотивы этого преступления остались невыясненными.
http://www.alexandrmen.ru/pan.html

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 21 янв 2017, 20:12


Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 21 янв 2017, 20:13

Одаренный и энциклопедически образованный священник, проповедник и пастырь.

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 55
Всего сообщений: 3070
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
Re: Философия - очень интересно

Сообщение Agidel » 28 май 2017, 06:19

Курс "Введение в философию"
https://magisteria.ru/razdel/philosophy/

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Это интересно
    Agidel » 31 авг 2012, 14:58 » в форуме Православие и мы
    107 Ответы
    4457 Просмотры
    Последнее сообщение Agidel
    09 ноя 2017, 19:26
  • ХИМИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
    Огонёк » 22 мар 2012, 23:51 » в форуме Учёба
    81 Ответы
    5562 Просмотры
    Последнее сообщение Agidel
    10 июн 2017, 17:01

Вернуться в «Учёба»