Православные святые
Модератор: Странница
-
Автор темыОгонёк
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1268
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Контактная информация:
Православные святые
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Александр в переводе с греческого языка означает “защитник людей”. Среди православных святых, носивших это имя, были патриархи, священники, монахи, простые миряне Кто-то из них мученически пострадал за веру, кто-то послужил Господу инымми подвигами и трудами. Однако с особой любовью русский народ чтит память святого благоверного князя Александра Невского.
Благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был “князь кроткий, милостивый и человеколюбивый”. Мать святого Александра, Феодосия, — рязанская княгиня, обладала добрым и тихим нравом. Со стороны отца он был потомком Владимира Мономаха, а со стороны матери — родной внук святого Мстислава Храброго. От отца Александр унаследовал умение пользоваться обстоятельствами, мудрую расчетливость и стремление к собиранию земли вокруг одного престола. От предков по материнской линии ему достались беззаветное мужество, сострадание к людям и печаль о славе родной земли.
Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Княжича опоясали мечом и посадили на коня. В руки дали лук со стрелами. С этого дня стали его обучать воинскому искусству — умению владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей и секирой.
Но не только ратное дело постигал юный князь, учили его также письменности и счету. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. А отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.
Александр рос серьезным, вдумчивым отроком. Избегая пустых забав, он любил чтение священных книг и пение церковное. Часто ходил в храм и по ночам наедине долго-долго молился перед иконами.
С юных лет благоверный князь Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность он пришелся по нраву жителям города. Народ с гордостью и радостью любовался им и с почтением внимал его речам. Одаренный мужеством, красотой и звучным голосом, “гремевшим как труба”, по слову летописца, Александр был точно создан для побед.
Время его княжения совпало с трудным периодом в истории Руси. С востока шли монгольские орды, с запада надвигались крестоносцы.
Первым в Крестовый поход на Русь отправился шведский полководец Ульф Фаси, правой рукой которого стал королевский зять Биргер. Случилось это в 1240 году.
Новгород к тому времени был одним из самых богатых и крупных городов Европы. Сюда не дошли полчища Батыя. Поэтому и поспешили в Новгород крестоносцы. Враги надеялись на легкую победу и богатую добычу, ибо знали, что при внезапном нападении городу неоткуда ждать помощи.
На ста кораблях вошли они в устье Невы. И как только высадились на берег, Биргер тотчас послал гонцов к князю Александру сказать: “Если можешь, защищайся, — я уже здесь и разоряю землю твою”. Ни страха, ни гордости не изъявил послам Александр. Он собрал войско и долго молился в храме Святой Софии, прося Господа дать ему силы на борьбу с врагом.
Получив благословение архиепископа, вышел князь Александр к своей дружине и сказал ей краткое, но великое слово: “Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде! Не будем бояться врага, ибо с нами Бог!”
Не имея времени дождаться помощи от отца, великого князя Ярослава, Александр выступил в поход и 15 июля 1240 года пришел к берегу Невы. Здесь встретил его с донесениями старейшина Пелгусий и рассказал ему о чудном явлении, которое он видел ночью, ожидая князя.
— Уже начинало светать, как по простору морскому пронесся шум. Показалась большая ладья. Посреди нее стояли в великом сиянии, в червленых ризах два витязя, Борис и Глеб. Борис взял за руку Глеба и сказал: “Брат Глеб, поможем сроднику нашему, князю Александру!”
Хотя князь повелел никому не рассказывать об обещанной святыми небесной помощи, но неведомыми путями весть эта разнеслась среди ратников, и они, дивясь оказанной им милости, давали друг другу слово, что и сами не посрамят чести воина.
Шведы знали, что основные полки у русских еще не собраны. Поэтому, надеясь на долгую военную компанию, они основательно обустроились в лагере.
Подойдя к вражескому лагерю незамеченными, русские внезапно ударили по шведам. В стане врага началась суматоха, поскольку многие воины не успели надеть на себя доспехи и кони их паслись на лугу.
“И была сеча великая, и перебил их князь бесчисленное множество, и самому предводителю Биргеру возложил печать на лицо острым своим копьем”.
Бой тянулся до самой ночи. А когда поднялась луна, русские уже не нашли в поле ни одного шведа, который мог бы сражаться. Неприятель был разбит. Часть кораблей сожжена, а те, что остались, поспешили уйти в сторону моря.
Много шведов погибло в той битве. У русских же потери были невелики: всего 20 человек осталось лежать на поле боя. Новгородцы потом говорили, что вместе с ними сражались ангелы Божий, что силы небесные избивали шведов.
Радостная весть разнеслась по всей Руси. То была первая победа над чужеземцами после страшного Батыева нашествия.
За победу на реке Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским.
С торжеством возвратились победители в Новгород. Но недолго княжил в нем Александр. Поссорившись с новгородцами, которые хотели ограничить его власть, он с дружиной вернулся в Переяславль.
Римский Папа тем временем и не думал отказываться от распространения своей власти на русские земли, и потому новое ополчение, теперь уже немецких крестоносцев, двинулось на Псков и Новгород. До Александра дошла их наглая похвальба: “Пойдем погубим русского князя, возьмем Александра живым в плен!”
Князь в то время все еще находился в своем родном городе Переяславле. Когда же по просьбе бояр возвратился он в Новгород, то часть Новгородских земель и Псков были уже разорены и разграблены немцами, ополчения разбиты. Рыцари успели даже построить крепость в Копорье, откуда выходили разбойничать по окрестностям. По своему обыкновению, князь Александр первым делом направился в храм Святой Софии и со слезами на глазах просил у Бога сил на новый подвиг. Новгородцы тоже молились за своего князя. Они верили, что Господь не оставит их и на этот раз.
Немецкие рыцари еще не успели узнать о предполагаемом походе, а войско Александра уже стояло под стенами крепости. Сокрушить ее оказалось несложным делом. Следующим был город Псков. Но и он скоро был взят и объявлен свободным. Бояр-изменников заковали в цепи и повели в Новгород. С пленными же немцами князь поступил иначе: только именитых взял с собой, остальных отпустил, ибо на простых воинов зла не держал. Не терпел лишь предательства и лжи.
Немецкие рыцари поспешили убраться восвояси. Но вскоре вновь стали собираться воедино, чтобы дать князю Александру решающее сражение и разгромить его.
Александр Невский не стал ждать нового вражеского похода, а сам двинулся навстречу рыцарям. На рассвете 5 апреля 1242 года со скалы Вороний камень, которая звалась так потому, что и зимой, и летом, высматривая добычу, тут кружили стаи ворон, князь Александр наблюдал, как по замерзшей глади вод приближаются рыцарские полчища. Блики солнца на доспехах казались молниями в грозовой туче. Но княжеская дружина была спокойна. “Пришло время победить!” — говорили воины.
Солнце взошло, и немецкий строй, прозванный у русских “свиньей”, врезался в полки князя. И, как писал потом летописец, была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий, и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью. Лед, не выдержав конников, начал ломаться, и неповоротливые в своих тяжелых доспехах рыцари стали исчезать под водой. Бой длился весь день, и к ночи грозного войска крестоносцев уже не было.
Жители Пскова встречали князя Александра в праздничных одеждах. Впереди стояло духовенство с иконами. Князь приближался к ликующему народу верхом на коне во главе своих воинов, а за ним, понурив головы, шли немецкие пленники.
Вступив в город, Александр направился к храму Святой Троицы, чтобы принести благодарственную молитву. Русские не сомневались, что все удачи, победы над врагом и избавления от бедствий происходят с Божией помощью и по молитвам Пресвятой Богородицы. После церковной службы начался всенародный пир, продолжавшийся несколько дней. За его столами вместе оказались и самые знатные люди города, и простой люд.
После шведов и немцев Александр обратил оружие на литовцев. В течение нескольких дней он одержал семь побед, показав таким образом, что нельзя безнаказанно совершать набеги на русские земли.
Но как ни высоки воинские подвиги во славу Отечества, еще выше — смирение для блага Родины. Ставя превыше всего верность долгу, святой князь Александр смог подавить в себе самолюбие и ценой личного унижения сохранить Отчизну.
Нелегко жилось на Руси под гнетом Золотой Орды. Но русские земли еще не готовы были победно восстать против золотоордынских ханов. Приходилось платить большую дань, отбивать многочисленные набеги кочевников.
Как правитель удельного княжества, много сил приложил Александр Невский, чтобы сохранить мир на своей земле.
В Золотой Орде уважали русского полководца. Хан Батый был наслышан о его блистательных победах и потому велел передать ему: “Князь Новгородский, известно ли тебе, что я покорил множество народов. Ты ли один будешь независим? Если хочешь властвовать спокойно, явись в моем шатре”.
На этот зов можно было ответить гордым отказом и подвергнуть за то всю Русь опустошению. Александр же любил родное Отечество более, чем свою княжескую честь, и потому отправился в Орду.
Когда сборы были позади, князь, помолившись и получив благословение епископа, простился с близкими. У городских ворот он поклонился провожавшему его народу, выехал за деревянный тын и, пока город не исчез за его спиной, ни разу не обернулся. Никто не мог бы поручиться за благоприятный исход этого путешествия, тем более что на Русь постоянно приходили страшные подробности расправ в татарском стане над теми, кто отказывался поклоняться идолам и выполнять языческие обряды.
Приезжавшие на поклонение князья допускались к хану не сразу. Сначала они должны были поклониться огню. Татары верили, что даже яд теряет свою силу, когда человек проходит между двух огней. После огня следовало поклониться идолам.
Когда князю Александру предложили исполнить эти обряды, он бестрепетно ответил:
— Я христианин. И поклоняюсь Богу Единому, в Троице славимому, создавшему небо, и землю, и все, что на них есть.
— Смерть, смерть ему! — закричали татары.
Все были уверены, что от хана придет краткий указ: “Выбирай одно из двух — жизнь или смерть!” Но, к всеобщему изумлению, когда явились ханские слуги, то приказ гласил: “Князя к исполнению обрядов не принуждать!” Князь Александр предстал перед ханом. Тот с удивлением внимал его мудрым речам, горевшим любовью к Родине. Он и сам был мужественным воином, поэтому, обернувшись к стоявшим вокруг него приближенным, сказал: “Правду говорили мне: нет князя, равного этому!”
Вскоре после возвращения в Новгород князь Александр тяжело заболел. Все русские люди с трепетом ждали исхода болезни и неотступно молились за него. Он был надеждою Руси. И не только по причине прежних побед. Его умение обходиться с золотоордынскими ханами было очень важным для Руси. Он всячески благотворил бедствующим, посылал в Орду золото и серебро для выкупа пленных. Бог услышал молитву людей, и Александр выздоровел.
Вскоре он получил ярлык на великое княжение во Владимире. И с этого времени стал таким же защитником Русской земли от татар, как ранее от крестоносцев. Последние, не сумев захватить Русь силою, пошли на хитрость. К Александру приехали послы Папы Римского, благословлявшего крестоносное воинство на походы против православных русичей. Послы, обещая многое, в том числе и помощь, предложили князю Александру принять католичество. Мудрый Александр ответил отказом: “Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим”.
В 1262 году во Владимире, Ростове, Суздале, Переяславле и Ярославле вспыхнули восстания против татарских откупщиков дани. Страшная расплата должна была постигнуть землю. Шли слухи, что татарские полчища уже готовы ворваться в русские пределы. Понимая, чем это может обернуться для людей, Александр поспешил к хану.
Более года пробыл Александр в Орде. Как упрашивал он хана, что говорил ему, неизвестно. Но он и на этот раз отвел грозу. Русь была спасена. Ему не только удалось примириться с ханом, договориться о размерах новой дани, но и выхлопотать льготу — освобождение от повинности выставлять для татар военные отряды, куда и под страхом смерти не просто было набрать людей.
Получив разрешение оставить свою почетную неволю, великий князь с радостью покинул Орду. Что пережил он там за это время, сколько новых страданий и унижений выпало на его долю, ведомо одному Богу.
Александр спешил домой. Но силы оставляли его: он был сражен тяжкой, непосильной для простого человека жизнью. Четыре поездки в Орду, двадцать битв...
Недалеко от Владимира, около Городпа, ему стало совсем плохо. Сознавая, что смерть близка, Александр принял пострижение в схиму с именем Алексия. Облегчив свою душу исповедью и причащением Святых Тайн, он призвал приближенных и уже чуть слышным голосом дал последнее благословение. Стояла глубокая осень. Почившего любимца несли на руках во Владимир. А в это время митрополит Кирилл совершал службу в одном из храмов города. И вдруг перед ним словно живой, но озаренный нездешним светом предстал князь Александр. Лицо митрополита выражало великое волнение. Слезы показались в его очах, и, опустив голову, он сказал: “Солнце земли Русской закатилось!” Не поняли люди ужасного смысла этих слов. И тогда, собравшись с силами, он произнес: “Чада мои милые, знайте, что ныне великий князь Александр преставился”.
На торжественное отпевание в храме собралось множество людей. Пылали свечи, курился фимиам... Плач и стон заглушали церковное пение. Народ прощался с великим князем.
При отпевании совершилось чудо: когда усопшему вкладывали в руку прощальную грамоту, он неожиданно сам протянул за нею руку, взял листок с молитвой и снова сложил крестообразно руки на груди. Трепет и ужас объяли присутствующих — ведь девять дней прошло с тех пор, как почил князь.
Это событие уверило народ, что Бог прославит благоверного князя, и положило начало его посмертному почитанию.
По свидетельству летописцев, в 1380 году, перед Куликовской битвой, ночью, в том храме, где была могила святого Александра, загорелись сами собою свечи. О явлении этом было сообщено в Москву, и тогда же нетленные мощи (останки) благоверного князя были открыты.
В 1724 году по повелению Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, для утверждения новой столицы, основанной на берегу Невы, где святой витязь славил Русь своими победами. Мощи были установлены в Александро-Невской лавре. Здесь они покоятся и поныне, являя по вере и молитвам чудеса.
Память благоверного великого князя Александра Невского совершается трижды в году: 5 июня, 12 сентября и 6 декабря.
Александр в переводе с греческого языка означает “защитник людей”. Среди православных святых, носивших это имя, были патриархи, священники, монахи, простые миряне Кто-то из них мученически пострадал за веру, кто-то послужил Господу инымми подвигами и трудами. Однако с особой любовью русский народ чтит память святого благоверного князя Александра Невского.
Благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был “князь кроткий, милостивый и человеколюбивый”. Мать святого Александра, Феодосия, — рязанская княгиня, обладала добрым и тихим нравом. Со стороны отца он был потомком Владимира Мономаха, а со стороны матери — родной внук святого Мстислава Храброго. От отца Александр унаследовал умение пользоваться обстоятельствами, мудрую расчетливость и стремление к собиранию земли вокруг одного престола. От предков по материнской линии ему достались беззаветное мужество, сострадание к людям и печаль о славе родной земли.
Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Княжича опоясали мечом и посадили на коня. В руки дали лук со стрелами. С этого дня стали его обучать воинскому искусству — умению владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей и секирой.
Но не только ратное дело постигал юный князь, учили его также письменности и счету. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. А отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.
Александр рос серьезным, вдумчивым отроком. Избегая пустых забав, он любил чтение священных книг и пение церковное. Часто ходил в храм и по ночам наедине долго-долго молился перед иконами.
С юных лет благоверный князь Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность он пришелся по нраву жителям города. Народ с гордостью и радостью любовался им и с почтением внимал его речам. Одаренный мужеством, красотой и звучным голосом, “гремевшим как труба”, по слову летописца, Александр был точно создан для побед.
Время его княжения совпало с трудным периодом в истории Руси. С востока шли монгольские орды, с запада надвигались крестоносцы.
Первым в Крестовый поход на Русь отправился шведский полководец Ульф Фаси, правой рукой которого стал королевский зять Биргер. Случилось это в 1240 году.
Новгород к тому времени был одним из самых богатых и крупных городов Европы. Сюда не дошли полчища Батыя. Поэтому и поспешили в Новгород крестоносцы. Враги надеялись на легкую победу и богатую добычу, ибо знали, что при внезапном нападении городу неоткуда ждать помощи.
На ста кораблях вошли они в устье Невы. И как только высадились на берег, Биргер тотчас послал гонцов к князю Александру сказать: “Если можешь, защищайся, — я уже здесь и разоряю землю твою”. Ни страха, ни гордости не изъявил послам Александр. Он собрал войско и долго молился в храме Святой Софии, прося Господа дать ему силы на борьбу с врагом.
Получив благословение архиепископа, вышел князь Александр к своей дружине и сказал ей краткое, но великое слово: “Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде! Не будем бояться врага, ибо с нами Бог!”
Не имея времени дождаться помощи от отца, великого князя Ярослава, Александр выступил в поход и 15 июля 1240 года пришел к берегу Невы. Здесь встретил его с донесениями старейшина Пелгусий и рассказал ему о чудном явлении, которое он видел ночью, ожидая князя.
— Уже начинало светать, как по простору морскому пронесся шум. Показалась большая ладья. Посреди нее стояли в великом сиянии, в червленых ризах два витязя, Борис и Глеб. Борис взял за руку Глеба и сказал: “Брат Глеб, поможем сроднику нашему, князю Александру!”
Хотя князь повелел никому не рассказывать об обещанной святыми небесной помощи, но неведомыми путями весть эта разнеслась среди ратников, и они, дивясь оказанной им милости, давали друг другу слово, что и сами не посрамят чести воина.
Шведы знали, что основные полки у русских еще не собраны. Поэтому, надеясь на долгую военную компанию, они основательно обустроились в лагере.
Подойдя к вражескому лагерю незамеченными, русские внезапно ударили по шведам. В стане врага началась суматоха, поскольку многие воины не успели надеть на себя доспехи и кони их паслись на лугу.
“И была сеча великая, и перебил их князь бесчисленное множество, и самому предводителю Биргеру возложил печать на лицо острым своим копьем”.
Бой тянулся до самой ночи. А когда поднялась луна, русские уже не нашли в поле ни одного шведа, который мог бы сражаться. Неприятель был разбит. Часть кораблей сожжена, а те, что остались, поспешили уйти в сторону моря.
Много шведов погибло в той битве. У русских же потери были невелики: всего 20 человек осталось лежать на поле боя. Новгородцы потом говорили, что вместе с ними сражались ангелы Божий, что силы небесные избивали шведов.
Радостная весть разнеслась по всей Руси. То была первая победа над чужеземцами после страшного Батыева нашествия.
За победу на реке Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским.
С торжеством возвратились победители в Новгород. Но недолго княжил в нем Александр. Поссорившись с новгородцами, которые хотели ограничить его власть, он с дружиной вернулся в Переяславль.
Римский Папа тем временем и не думал отказываться от распространения своей власти на русские земли, и потому новое ополчение, теперь уже немецких крестоносцев, двинулось на Псков и Новгород. До Александра дошла их наглая похвальба: “Пойдем погубим русского князя, возьмем Александра живым в плен!”
Князь в то время все еще находился в своем родном городе Переяславле. Когда же по просьбе бояр возвратился он в Новгород, то часть Новгородских земель и Псков были уже разорены и разграблены немцами, ополчения разбиты. Рыцари успели даже построить крепость в Копорье, откуда выходили разбойничать по окрестностям. По своему обыкновению, князь Александр первым делом направился в храм Святой Софии и со слезами на глазах просил у Бога сил на новый подвиг. Новгородцы тоже молились за своего князя. Они верили, что Господь не оставит их и на этот раз.
Немецкие рыцари еще не успели узнать о предполагаемом походе, а войско Александра уже стояло под стенами крепости. Сокрушить ее оказалось несложным делом. Следующим был город Псков. Но и он скоро был взят и объявлен свободным. Бояр-изменников заковали в цепи и повели в Новгород. С пленными же немцами князь поступил иначе: только именитых взял с собой, остальных отпустил, ибо на простых воинов зла не держал. Не терпел лишь предательства и лжи.
Немецкие рыцари поспешили убраться восвояси. Но вскоре вновь стали собираться воедино, чтобы дать князю Александру решающее сражение и разгромить его.
Александр Невский не стал ждать нового вражеского похода, а сам двинулся навстречу рыцарям. На рассвете 5 апреля 1242 года со скалы Вороний камень, которая звалась так потому, что и зимой, и летом, высматривая добычу, тут кружили стаи ворон, князь Александр наблюдал, как по замерзшей глади вод приближаются рыцарские полчища. Блики солнца на доспехах казались молниями в грозовой туче. Но княжеская дружина была спокойна. “Пришло время победить!” — говорили воины.
Солнце взошло, и немецкий строй, прозванный у русских “свиньей”, врезался в полки князя. И, как писал потом летописец, была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий, и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью. Лед, не выдержав конников, начал ломаться, и неповоротливые в своих тяжелых доспехах рыцари стали исчезать под водой. Бой длился весь день, и к ночи грозного войска крестоносцев уже не было.
Жители Пскова встречали князя Александра в праздничных одеждах. Впереди стояло духовенство с иконами. Князь приближался к ликующему народу верхом на коне во главе своих воинов, а за ним, понурив головы, шли немецкие пленники.
Вступив в город, Александр направился к храму Святой Троицы, чтобы принести благодарственную молитву. Русские не сомневались, что все удачи, победы над врагом и избавления от бедствий происходят с Божией помощью и по молитвам Пресвятой Богородицы. После церковной службы начался всенародный пир, продолжавшийся несколько дней. За его столами вместе оказались и самые знатные люди города, и простой люд.
После шведов и немцев Александр обратил оружие на литовцев. В течение нескольких дней он одержал семь побед, показав таким образом, что нельзя безнаказанно совершать набеги на русские земли.
Но как ни высоки воинские подвиги во славу Отечества, еще выше — смирение для блага Родины. Ставя превыше всего верность долгу, святой князь Александр смог подавить в себе самолюбие и ценой личного унижения сохранить Отчизну.
Нелегко жилось на Руси под гнетом Золотой Орды. Но русские земли еще не готовы были победно восстать против золотоордынских ханов. Приходилось платить большую дань, отбивать многочисленные набеги кочевников.
Как правитель удельного княжества, много сил приложил Александр Невский, чтобы сохранить мир на своей земле.
В Золотой Орде уважали русского полководца. Хан Батый был наслышан о его блистательных победах и потому велел передать ему: “Князь Новгородский, известно ли тебе, что я покорил множество народов. Ты ли один будешь независим? Если хочешь властвовать спокойно, явись в моем шатре”.
На этот зов можно было ответить гордым отказом и подвергнуть за то всю Русь опустошению. Александр же любил родное Отечество более, чем свою княжескую честь, и потому отправился в Орду.
Когда сборы были позади, князь, помолившись и получив благословение епископа, простился с близкими. У городских ворот он поклонился провожавшему его народу, выехал за деревянный тын и, пока город не исчез за его спиной, ни разу не обернулся. Никто не мог бы поручиться за благоприятный исход этого путешествия, тем более что на Русь постоянно приходили страшные подробности расправ в татарском стане над теми, кто отказывался поклоняться идолам и выполнять языческие обряды.
Приезжавшие на поклонение князья допускались к хану не сразу. Сначала они должны были поклониться огню. Татары верили, что даже яд теряет свою силу, когда человек проходит между двух огней. После огня следовало поклониться идолам.
Когда князю Александру предложили исполнить эти обряды, он бестрепетно ответил:
— Я христианин. И поклоняюсь Богу Единому, в Троице славимому, создавшему небо, и землю, и все, что на них есть.
— Смерть, смерть ему! — закричали татары.
Все были уверены, что от хана придет краткий указ: “Выбирай одно из двух — жизнь или смерть!” Но, к всеобщему изумлению, когда явились ханские слуги, то приказ гласил: “Князя к исполнению обрядов не принуждать!” Князь Александр предстал перед ханом. Тот с удивлением внимал его мудрым речам, горевшим любовью к Родине. Он и сам был мужественным воином, поэтому, обернувшись к стоявшим вокруг него приближенным, сказал: “Правду говорили мне: нет князя, равного этому!”
Вскоре после возвращения в Новгород князь Александр тяжело заболел. Все русские люди с трепетом ждали исхода болезни и неотступно молились за него. Он был надеждою Руси. И не только по причине прежних побед. Его умение обходиться с золотоордынскими ханами было очень важным для Руси. Он всячески благотворил бедствующим, посылал в Орду золото и серебро для выкупа пленных. Бог услышал молитву людей, и Александр выздоровел.
Вскоре он получил ярлык на великое княжение во Владимире. И с этого времени стал таким же защитником Русской земли от татар, как ранее от крестоносцев. Последние, не сумев захватить Русь силою, пошли на хитрость. К Александру приехали послы Папы Римского, благословлявшего крестоносное воинство на походы против православных русичей. Послы, обещая многое, в том числе и помощь, предложили князю Александру принять католичество. Мудрый Александр ответил отказом: “Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим”.
В 1262 году во Владимире, Ростове, Суздале, Переяславле и Ярославле вспыхнули восстания против татарских откупщиков дани. Страшная расплата должна была постигнуть землю. Шли слухи, что татарские полчища уже готовы ворваться в русские пределы. Понимая, чем это может обернуться для людей, Александр поспешил к хану.
Более года пробыл Александр в Орде. Как упрашивал он хана, что говорил ему, неизвестно. Но он и на этот раз отвел грозу. Русь была спасена. Ему не только удалось примириться с ханом, договориться о размерах новой дани, но и выхлопотать льготу — освобождение от повинности выставлять для татар военные отряды, куда и под страхом смерти не просто было набрать людей.
Получив разрешение оставить свою почетную неволю, великий князь с радостью покинул Орду. Что пережил он там за это время, сколько новых страданий и унижений выпало на его долю, ведомо одному Богу.
Александр спешил домой. Но силы оставляли его: он был сражен тяжкой, непосильной для простого человека жизнью. Четыре поездки в Орду, двадцать битв...
Недалеко от Владимира, около Городпа, ему стало совсем плохо. Сознавая, что смерть близка, Александр принял пострижение в схиму с именем Алексия. Облегчив свою душу исповедью и причащением Святых Тайн, он призвал приближенных и уже чуть слышным голосом дал последнее благословение. Стояла глубокая осень. Почившего любимца несли на руках во Владимир. А в это время митрополит Кирилл совершал службу в одном из храмов города. И вдруг перед ним словно живой, но озаренный нездешним светом предстал князь Александр. Лицо митрополита выражало великое волнение. Слезы показались в его очах, и, опустив голову, он сказал: “Солнце земли Русской закатилось!” Не поняли люди ужасного смысла этих слов. И тогда, собравшись с силами, он произнес: “Чада мои милые, знайте, что ныне великий князь Александр преставился”.
На торжественное отпевание в храме собралось множество людей. Пылали свечи, курился фимиам... Плач и стон заглушали церковное пение. Народ прощался с великим князем.
При отпевании совершилось чудо: когда усопшему вкладывали в руку прощальную грамоту, он неожиданно сам протянул за нею руку, взял листок с молитвой и снова сложил крестообразно руки на груди. Трепет и ужас объяли присутствующих — ведь девять дней прошло с тех пор, как почил князь.
Это событие уверило народ, что Бог прославит благоверного князя, и положило начало его посмертному почитанию.
По свидетельству летописцев, в 1380 году, перед Куликовской битвой, ночью, в том храме, где была могила святого Александра, загорелись сами собою свечи. О явлении этом было сообщено в Москву, и тогда же нетленные мощи (останки) благоверного князя были открыты.
В 1724 году по повелению Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, для утверждения новой столицы, основанной на берегу Невы, где святой витязь славил Русь своими победами. Мощи были установлены в Александро-Невской лавре. Здесь они покоятся и поныне, являя по вере и молитвам чудеса.
Память благоверного великого князя Александра Невского совершается трижды в году: 5 июня, 12 сентября и 6 декабря.
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
И становится теплее.
-
- Я в домике
- Всего сообщений: 3644
- Зарегистрирован: 19.05.2010
- :
- Возраст: 23
- Контактная информация:
Re: Православные святые
А я ездила в Санкт-Петербург и ходила в Александро-Невскую Лавру. И мы там купили такую же икону!
-
Автор темыОгонёк
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1268
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Контактная информация:
Re: Православные святые
Тортишка, а расскажи, пожалуйста, что тебе больше всего в этой поездке понравилось и запомнилось?
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
И становится теплее.
-
- Я в домике
- Всего сообщений: 3644
- Зарегистрирован: 19.05.2010
- :
- Возраст: 23
- Контактная информация:
Re: Православные святые
Мне конечно же понравилась Александро-Невская Лавра, музей восковых фигур, музей шоколада, памятники Петру (на коне и на стуле). Эх, больше ничего не вспомнить...Огонёк:Тортишка, а расскажи, пожалуйста, что тебе больше всего в этой поездке понравилось и запомнилось?
-
Автор темыОгонёк
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1268
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Контактная информация:
-
Автор темыОгонёк
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1268
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Контактная информация:
Re: Православные святые
Блаженная Людмила была родом из Сербии, дочь сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. В то время чешский народ еще не был крещен, сам князь Боривой и его молодая жена Людмила были язычниками. Вскоре они уверовали во Христа и приняли святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года. После смерти Вратислава на престол вступил его сын, 18-летний Вячеслав, внук святой Людмилы. Пользуясь неопытностью и молодостью Вячеслава его мать, Драгомира, начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в г. Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время, когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия. Вскоре после этого она была канонизирована и с тех пор считается покровительницею Чехии.
Добавлено спустя 5 часов 27 минут 45 секунд:
В этой теме давайте рассказывать только о православных святых, их жизни, местах, где покоятся их святые мощи. О том, что ещё интересного в этих городах, будем говорить в разделе Что? Где? Когда?
Хорошо?
Добавлено спустя 20 часов 17 минут 30 секунд:
Святая София и ее дочери не хотели скрывать своей христианской веры и открыто перед всеми прославляли Христа Спасителя. Вскоре об этом донесли нечестивому царю Адриану, и он немедленно потребовал их к себе. Тогда все они обратились к Богу с такою молитвою:
“Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего”.
Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, мать и дочери, взяв друг друга за руки, пошли к царю.
Царь стал спрашивать, кто они такие и какова их вера. Тогда София открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия, и, назвавши себя Его рабою, прославила Его Имя. “Я христианка, — говорила она, — вот то драгоценное имя, которым я могу похвалиться”. При этом она сказала, что и дочерей своих воспитала христианками.
После этого царь обратился к Вере, Надежде и Любови, предлагая им разные земные блага, если они отрекутся от Христа, и грозил страшными муками и смертью — если не отрекутся. На это святые девы единодушно в один голос ответили: “Отец наш — Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимы и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, угроз твоих не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего”.
Царь снова стал принуждать сестер к нечестию. Они не отреклись от Христа. И тогда Адриан повелел предать их ужасным пыткам, а потом отрубить им головы.
Святая София при этом непрестанно молилась Богу, а потом отвезла тела святых Веры, Надежды и Любови на высокий холм и похоронила их. Три дня она усердно молилась Богу на их могиле и тогда уже сама отошла ко Господу. Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих: Веру, Надежду и Любовь.
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ЛЮДМИЛА, КНЯГИНЯ ЧЕШСКАЯ
Блаженная Людмила была родом из Сербии, дочь сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. В то время чешский народ еще не был крещен, сам князь Боривой и его молодая жена Людмила были язычниками. Вскоре они уверовали во Христа и приняли святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года. После смерти Вратислава на престол вступил его сын, 18-летний Вячеслав, внук святой Людмилы. Пользуясь неопытностью и молодостью Вячеслава его мать, Драгомира, начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в г. Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время, когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия. Вскоре после этого она была канонизирована и с тех пор считается покровительницею Чехии.
Добавлено спустя 5 часов 27 минут 45 секунд:
В этой теме давайте рассказывать только о православных святых, их жизни, местах, где покоятся их святые мощи. О том, что ещё интересного в этих городах, будем говорить в разделе Что? Где? Когда?
Хорошо?
Добавлено спустя 20 часов 17 минут 30 секунд:
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И МАТЬ ИХ СОФИЯ
В царствование императора Адриана жила в Риме вдова по имени София, что значит премудрость. У нее было три дочери. Старшую назвала она Верой, среднюю — Надеждой, а младшую — Любовию. София жила благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостыней, и дочерей своих воспитала так же. Девочки много читали Священное Писание, были усердны в молитве и в домашних трудах; они всегда и во всем слушались своей матери.Святая София и ее дочери не хотели скрывать своей христианской веры и открыто перед всеми прославляли Христа Спасителя. Вскоре об этом донесли нечестивому царю Адриану, и он немедленно потребовал их к себе. Тогда все они обратились к Богу с такою молитвою:
“Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего”.
Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, мать и дочери, взяв друг друга за руки, пошли к царю.
Царь стал спрашивать, кто они такие и какова их вера. Тогда София открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия, и, назвавши себя Его рабою, прославила Его Имя. “Я христианка, — говорила она, — вот то драгоценное имя, которым я могу похвалиться”. При этом она сказала, что и дочерей своих воспитала христианками.
После этого царь обратился к Вере, Надежде и Любови, предлагая им разные земные блага, если они отрекутся от Христа, и грозил страшными муками и смертью — если не отрекутся. На это святые девы единодушно в один голос ответили: “Отец наш — Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимы и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, угроз твоих не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего”.
Царь снова стал принуждать сестер к нечестию. Они не отреклись от Христа. И тогда Адриан повелел предать их ужасным пыткам, а потом отрубить им головы.
Святая София при этом непрестанно молилась Богу, а потом отвезла тела святых Веры, Надежды и Любови на высокий холм и похоронила их. Три дня она усердно молилась Богу на их могиле и тогда уже сама отошла ко Господу. Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих: Веру, Надежду и Любовь.
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
И становится теплее.
-
- Бываю часто
- Всего сообщений: 903
- Зарегистрирован: 21.10.2010
- Моя будущая профессия: Врач-педиатр.
- Любимый школьный предмет: Биология,химия,русский язык.
- Откуда: От верблюда :D
- :
- Возраст: 25
- Контактная информация:
-
- Захожу иногда
- Всего сообщений: 36
- Зарегистрирован: 21.11.2010
- Любимый школьный предмет: музыка, изо, кубановединие.
- Откуда: Краснодарский край
- Возраст: 23
- Контактная информация:
Re: Православные святые
моя святая покровительница преподобномученица Анастасия Римляныня
В переводе с греческого имя Анастасия означает воскресение.
Днь памяти: октябрь 29/11 ноября
Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве (возрасте трех лет) лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании, в этом монастыре она приняла иночество. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249-251), Анастасии исполнился 21 год. Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: "Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете". Святая твердо ответила: "Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие - Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!" В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.
Преподобномученица Анастасия Римлянина
моя святая покровительница преподобномученица Анастасия Римляныня
В переводе с греческого имя Анастасия означает воскресение.
Днь памяти: октябрь 29/11 ноября
Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве (возрасте трех лет) лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании, в этом монастыре она приняла иночество. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249-251), Анастасии исполнился 21 год. Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: "Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете". Святая твердо ответила: "Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие - Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!" В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.
-
Автор темыОгонёк
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1268
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Контактная информация:
Re: Православные святые
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЕЦ
празднование – 22 мая и 19 декабря
(9 мая и 6 декабря по старому стилю)
Житие Святителя Николая.празднование – 22 мая и 19 декабря
(9 мая и 6 декабря по старому стилю)
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.
Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.
Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил (дал оплеуху) лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.
Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.
Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 - 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (9 мая).
Почитание великого угодника Божиего на Руси.
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием. в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882).
Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города - Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.
Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование "Николы Мокрого". Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.
Тропарь, глас 4Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.
Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил (дал оплеуху) лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.
Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.
Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 - 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (9 мая).
Почитание великого угодника Божиего на Руси.
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием. в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882).
Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города - Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.
Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование "Николы Мокрого". Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
И становится теплее.
-
Автор темыОгонёк
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1268
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Контактная информация:
Re: Православные святые
Тропарь, глас 1
Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие отче преподобие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим
Кондак, глас 2-й
Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господьство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.
Величание
Величаем тя, святителю Христов Василие, благочестно Церковь Христову сохраншаго.
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
День памяти 14 января по новому стилю/1 января по старому стилю
Год рождения: около 330 года. Место рождения: Кесария Каппадокийская, административный центр Каппадокии. Происхождение: известный род, славившийся как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дедушка и бабушка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия - Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.
В семье было десять человек детей — пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий; Макрина (память 19 июля) — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого; Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января); Петр, епископ Севастийский (память 9 января); и праведная Феофила—диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии — Григории Чудотворце (память 17 ноября).
Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины — центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: «Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении... Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних».
Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни. После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диапия, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие.
Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу (сорочку) и мантию, власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник — Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни.
В царствование Констанция (337-362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334-378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.
Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
Источники: http://hramnagorke.ru/content/1/48/ http://days.pravoslavie.ru/Life/life6490.htmВ семье было десять человек детей — пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий; Макрина (память 19 июля) — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого; Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января); Петр, епископ Севастийский (память 9 января); и праведная Феофила—диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии — Григории Чудотворце (память 17 ноября).
Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины — центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: «Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении... Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних».
Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни. После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диапия, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие.
Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу (сорочку) и мантию, власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник — Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни.
В царствование Констанция (337-362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334-378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.
Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
Тропарь, глас 1
Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие отче преподобие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим
Кондак, глас 2-й
Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господьство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.
Величание
Величаем тя, святителю Христов Василие, благочестно Церковь Христову сохраншаго.
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
И становится теплее.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение