Уроки по теме "Храмоведение"ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ЛИТУРГИЯ. Урок 5

Информация
Дорогие друзья!
Размещая ответы, заключайте их, пожалуйста, в спойлер, чтобы они не являлись невольными подсказками для других учащихся нашей виртуальной воскресной школы
Аватара пользователя
Автор темы
Огонёк
Костяк форума
Костяк форума
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1268
Зарегистрирован: 31.08.2010
Контактная информация:
 ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. ЛИТУРГИЯ. Урок 5

Сообщение Огонёк » 11 окт 2013, 20:52

Продолжим изучение главного богослужения нашей Церкви - Литургии. Сегодня мы узнаем о самой главной, кульминационной её части - Евхаристическом каноне.

Если вы помните, мы остановились на совершении священнослужителями Великого входа и сопровождающем его пении Херувимской песни.

После Великого входа следует просительная ектения.

Затем диакон произносит:

Двери, двери, премудростию вонмем. (в это время открываются Царские врата) и хор вместе со всеми верующими поют Символ веры.

1. Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века. Аминь.


[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Dih7wPjT ... e=youtu.be[/youtube]


И вот наступает кульминация Литургии: Совершается Святое Таинство Евхаристии - преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Эта часть Литургии имеет своё название – Евхаристический канон.

Начинается она словами диакона «Станем добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити». Это еще не молитва, а призыв, который подвигает всех к самой главной евхаристической молитве, которая называется Анафора. Древнегреческое слово «анафора» в данном случае можно перевести как «возношение».

В ответ на него хор от лица всех молящихся выражает готовность к Святому Возношению и поет:
«Милость мира, жертву хваления» — то есть будем возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию), которая является великой милостью Божией, дарованной нам вследствие нашего примирения (мира) с Господом, и состоящую из благодарного прославления (хваления) Бога. Эти слова призывают нас (по учению св. Николая Кавасилы), приносить «милосердие Тому, Кто сказал: милости хочу, a не жертвы». Ребята, внимание!!! «Милость мира» не обозначает "милостивый мир, вселенная". Помните, в церковнославянском языке мир, вселенная пишется «мiр». А «Милость мира» — это когда душу не возбуждают никакие страсти и когда ничто не мешает, чтобы она наполнилась милостию (миром, мирным и жертвенным состоянием).

Священник, обращаясь лицом к народу, благословляет его и произносит:

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».

Это благословение священника соответствует тексту Нового Завета — из Посланий святого апостола Павла.

Хор, (то есть весь народ - мы помним, что от нас с вами священнику на службе отвечает хор), отвечает ему:

«И со духом твоим».

Священник произносит призыв:

«Горе имеем сердца!».

В этот момент наши сердца должны быть устремленными ввысь, как возносящийся к небу огонь. Обратите внимание!!!Слово «горе», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» (буквально: «в гору»), и не имеет никакого отношения к слову «горе». «К небесам устремим сердца», — пожалуй, так следует понимать этот призыв священника.

Хор (мы) отвечаем:

«Имамы ко Господу»,

— то есть наши сердца горят и обращены к Богу.


Далее следует Анафора - центральная, древнейшая часть христианской Литургии.

Во время Анафоры происходит преложение или пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Она начинается со слов священника:

«Благодарим Господа».

Хор поет:

«Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Священник в это время в тайной молитве благодарит Господа за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа - Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы. Вот некоторые слова этой молитвы: «…Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки (снова), и не отступил еси вся творя, дондеже (до тех пор пока) нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее...»
Последние слова этой молитвы звучат так: «Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, Херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии».


Далее следует возглас священника:

«Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

Слова «победную песнь…» связаны с предыдущей тайной молитвой.

Хор, в свою очередь, торжественным пением продолжает мысль предыдущего возгласа, объясняя, что именно «поют, вопиют, взывают и глаголют» святые Небесные Силы. В этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних».

Осанна в вышних – помните, так встречали Господа в день Его Входа в Иерусалим накануне крестных страданий.

Пока хор неспешно поет эти строки, диакон снимает звездицу (крестообразную металлическую опору над предложенными Дарами), а священник продолжает молитву: «С Сими и мы блаженными Силами (ангельскими), Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: «Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый…» Последние слова молитвы звучат так: «…Прием (приняв) хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде (дал) святым Своим учеником и апостолом (ученикам и апостолам), рек (сказал)…»

Здесь тайная молитва вновь переходит в возглас:

«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Еже за вы ломимое во оставление грехов».

И затем, после — «Аминь», исполняемого хором, — тайно продолжает:

«Подобне и чашу по вечери, глаголя…»

И опять громко, повторяя евангельские слова Самого Христа:

«Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов».

Наконец, звучит возглас, в котором суть происходящего:

«Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся».

- т.е. о всех членах Церкви и за все благодеяния Божии. А что же значит «Тебе приносяще»? Речь идет о принесении Проскомидии. Вы помните, что на Дискосе символически изображены Агнец, Матерь Божия, Церковь, святые апостолы, все святые, все живые и мертвые, окружающие Господа. Дискос, как образ самой вселенной, как образ самой Церкви, возносится ко Христу: «Твое мы Тебе приносим, от тех, кто Тебе принадлежит, за всех и за все». И Литургия, и Проскомидия совершаются не только в память о живых и мертвых, не просто как моление о нашей земле, но за весь мир, за всю вселенную, за все, что Господь сотворил. Мы пришли сюда и все, что могли, принесли Тебе. Все, что у нас есть, принадлежит Богу. Мы принесли Тебе Твое. Хлеб — Твой. Вода — Твоя. Вино — Твое. Ничего своего у меня нет. Все — Твое. И я — Твой...

Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим», а священник читает молитву призывания Духа Святого на Дары. Это очень короткая молитва, которая не слышна нами, потому что в этот момент поет хор, но во время этой величайшей молитвы Святые Дары претворяются в Тело и Кровь Христовы.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=ODSrr9si ... e=youtu.be[/youtube]



Использованы материалы сайтов:
http://www.sinergia-lib.ru/index.php?se ... 52&id=1145
http://kronsh.prihod.ru/az,_buki,_vedi/view/id/1129055
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.

Реклама
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Уроки по теме "Храмоведение"»