Первое, о чём я хочу вам рассказать - что такое тропарь и кондак.
Вот здесь написаны тропарь, кондак и величание празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Давайте разберёмся, что это такое.
ТРОПАРЬ - древнейшая христианская молитвенная песнь, повествующая о сущности празднуемого события или о жизни и подвигах святого. Происходят тропари из Византии, это обработка библейских гимнов и других духовных стихов.
КОНДАК - тоже древнее песнопение, которое в дополнение к тропарю раскрывает суть праздника, воспевает и прославляет это событие или святого.
Давайте разберём, о чём же поётся на праздничном богослужении в тропаре и кондаке Рождеству Богородицы?
Тропарь, гл.4 Церковно-славянский текст
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней. Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Русский перевод Рождение Твое, Богородице Дева, возвестило радость всему миру: ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос - Бог наш. Уничтожив проклятие, Он возвратил нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь.
Комментарий: смотрите, тропарь рассказывает нам о том, что Рождество Богородицы стало радостью для всего мира, потому что Она - Мать Спасителя. Её Рождество означало, что и Спаситель придет в этот мир, уничтожит смерть и снова откроет путь в Царство Небесное.
Кондак, гл.4 Церковно-славянский текст
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу, и питательницу жизни нашея.
Русский перевод
Пречистая! Во святом рождестве Твоем Иоаким и Анна освободились от поношения за бесчадие, а Адам и Ева - от погибели смертной. Посему и люди Твои празднуют его (рождество) избавившись от уз греховных, взывают к Тебе: неплодная рождает Богородицу и питательницу нашей жизни.
Комментарий: кондак дополняет тропарь, в нем рассказывается, как родилась Богородица, кто были её родители и сколько в мире стало радости от рождения Пречистой Богородицы: Иоаким и Анна избавились от презрения окружающих, весь род людской избавился от вечной смерти, потому что вскоре придёт в мир Спаситель. Поэтому люди славят Богородицу и празднуют её Рождество.
Православные песнопения
Модератор: Странница
Информация
Дорогие друзья!
Размещая ответы, заключайте их, пожалуйста, в спойлер, чтобы они не являлись невольными подсказками для других учащихся нашей виртуальной воскресной школы
Дорогие друзья!
Размещая ответы, заключайте их, пожалуйста, в спойлер, чтобы они не являлись невольными подсказками для других учащихся нашей виртуальной воскресной школы
-
Автор темыОгонёк
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1268
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Контактная информация:
-
Автор темыОгонёк
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1268
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Контактная информация:
Re: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ. Тропари и кондаки.
Это кондак после шестой песни Великого канона Андрея Критского.
Нельзя передать словами, что чувствуешь, когда стоишь в храме, горят только свечи и хор поёт «Душе моя, восстани, что спиши?...» Многие плачут, сокрушаясь о свих грехах.
Вот как говорит об этом песнопении митрополит Филарет (Вознесенский):
"Душа моя, восстани, что спиши"
Скачать Душе моя Третьяков.mp3 с WebFile.RU
Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.
Это кондак после шестой песни Великого канона Андрея Критского.
Нельзя передать словами, что чувствуешь, когда стоишь в храме, горят только свечи и хор поёт «Душе моя, восстани, что спиши?...» Многие плачут, сокрушаясь о свих грехах.
Вот как говорит об этом песнопении митрополит Филарет (Вознесенский):
"Душа моя, восстани, что спиши"
Святая Церковь указывает нам на то, что в Великом покаянном каноне, центральным его местом является кондак, который начинается словами: "Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися..." Кто это говорит? Говорит автор канона, обращаясь к себе. А был это великий иерарх, один из величайших угодников Божиих, святой Архиепископ Андрей Критский, известный своею мудростью и благочестивой подвижническою жизнью. Он один из тех, кого Церковь называет "земной ангел и небесный человек". Он так себе говорил: "Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?"
Когда вы слышите слова этого покаянного канона преподобного Андрея, прежде всего, нужно спросить себя: а нам что нужно делать? Если бы человек как должно исполнял Божий закон, его жизнь была бы заполнена совсем другим содержанием. Вот для того Церковь и предлагает нам эти глубокие, проникновенные великопостные моления, чтобы мы заглянули поглубже в свою душу и посмотрели бы, что там. А душа-то — спит... В этом и горе наше и беда наша! Помните, как в замечательной молитве преп. Ефрема Сирина мы говорим: "Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения!" — Я их не вижу, душа моя заснула, задремала и я этих грехов, как должно, даже и не вижу. Как же я буду каяться в них! И вот потому, повторяю, нужно нам в эти дни побольше сосредотачиваться в себе, оценивая свою жизнь и ее содержание строгой евангельской мерой, а никакой другой. Если христианин так будет подходить к своему подвигу и труду покаяния и молитвы, то тогда, с Божией помощью, он сможет совершить какой-то посев духовный для своего сердца и души и тогда покаянное время не пройдет у него бесполезно и впустую, а действительно принесет плод, которого ждет от него Господь и к которому Церковь его призывает. Аминь.
Послушайте это песнопение в исполнении хора «Православные певчие» Когда вы слышите слова этого покаянного канона преподобного Андрея, прежде всего, нужно спросить себя: а нам что нужно делать? Если бы человек как должно исполнял Божий закон, его жизнь была бы заполнена совсем другим содержанием. Вот для того Церковь и предлагает нам эти глубокие, проникновенные великопостные моления, чтобы мы заглянули поглубже в свою душу и посмотрели бы, что там. А душа-то — спит... В этом и горе наше и беда наша! Помните, как в замечательной молитве преп. Ефрема Сирина мы говорим: "Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения!" — Я их не вижу, душа моя заснула, задремала и я этих грехов, как должно, даже и не вижу. Как же я буду каяться в них! И вот потому, повторяю, нужно нам в эти дни побольше сосредотачиваться в себе, оценивая свою жизнь и ее содержание строгой евангельской мерой, а никакой другой. Если христианин так будет подходить к своему подвигу и труду покаяния и молитвы, то тогда, с Божией помощью, он сможет совершить какой-то посев духовный для своего сердца и души и тогда покаянное время не пройдет у него бесполезно и впустую, а действительно принесет плод, которого ждет от него Господь и к которому Церковь его призывает. Аминь.
Скачать Душе моя Третьяков.mp3 с WebFile.RU
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
И становится теплее.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 12 Ответы
- 4067 Просмотры
-
Последнее сообщение Agidel
-
- 7 Ответы
- 3822 Просмотры
-
Последнее сообщение Настя Кот
-
- 2 Ответы
- 7492 Просмотры
-
Последнее сообщение Анютины глазки
-
- 50 Ответы
- 42477 Просмотры
-
Последнее сообщение Agidel
-
- 25 Ответы
- 9374 Просмотры
-
Последнее сообщение Agidel