Православные песнопения

Модератор: Странница

Информация
Дорогие друзья!
Размещая ответы, заключайте их, пожалуйста, в спойлер, чтобы они не являлись невольными подсказками для других учащихся нашей виртуальной воскресной школы
Аватара пользователя
Автор темы
Огонёк
Костяк форума
Костяк форума
Всего сообщений: 1268
Зарегистрирован: 31.08.2010
Контактная информация:
 Православные песнопения

Сообщение Огонёк »

Первое, о чём я хочу вам рассказать - что такое тропарь и кондак.

Вот здесь написаны тропарь, кондак и величание празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Давайте разберёмся, что это такое.

ТРОПАРЬ - древнейшая христианская молитвенная песнь, повествующая о сущности празднуемого события или о жизни и подвигах святого. Происходят тропари из Византии, это обработка библейских гимнов и других духовных стихов.

КОНДАК - тоже древнее песнопение, которое в дополнение к тропарю раскрывает суть праздника, воспевает и прославляет это событие или святого.

Давайте разберём, о чём же поётся на праздничном богослужении в тропаре и кондаке Рождеству Богородицы?

Тропарь, гл.4 Церковно-славянский текст
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней. Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Русский перевод
Рождение Твое, Богородице Дева, возвестило радость всему миру: ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос - Бог наш. Уничтожив проклятие, Он возвратил нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Комментарий: смотрите, тропарь рассказывает нам о том, что Рождество Богородицы стало радостью для всего мира, потому что Она - Мать Спасителя. Её Рождество означало, что и Спаситель придет в этот мир, уничтожит смерть и снова откроет путь в Царство Небесное.

Кондак, гл.4 Церковно-славянский текст
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

Русский перевод
Пречистая! Во святом рождестве Твоем Иоаким и Анна освободились от поношения за бесчадие, а Адам и Ева - от погибели смертной. Посему и люди Твои празднуют его (рождество) избавившись от уз греховных, взывают к Тебе: неплодная рождает Богородицу и питательницу нашей жизни.

Комментарий: кондак дополняет тропарь, в нем рассказывается, как родилась Богородица, кто были её родители и сколько в мире стало радости от рождения Пречистой Богородицы: Иоаким и Анна избавились от презрения окружающих, весь род людской избавился от вечной смерти, потому что вскоре придёт в мир Спаситель. Поэтому люди славят Богородицу и празднуют её Рождество.
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Огонёк
Костяк форума
Костяк форума
Всего сообщений: 1268
Зарегистрирован: 31.08.2010
Контактная информация:
 Re: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ. Тропари и кондаки.

Сообщение Огонёк »

Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.


Это кондак после шестой песни Великого канона Андрея Критского.

Нельзя передать словами, что чувствуешь, когда стоишь в храме, горят только свечи и хор поёт «Душе моя, восстани, что спиши?...» Многие плачут, сокрушаясь о свих грехах.

Вот как говорит об этом песнопении митрополит Филарет (Вознесенский):

"Душа моя, восстани, что спиши"
Святая Церковь указывает нам на то, что в Великом покаянном каноне, центральным его местом является кондак, который начинается словами: "Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися..." Кто это говорит? Говорит автор канона, обращаясь к себе. А был это великий иерарх, один из величайших угодников Божиих, святой Архиепископ Андрей Критский, известный своею мудростью и благочестивой подвижническою жизнью. Он один из тех, кого Церковь называет "земной ангел и небесный человек". Он так себе говорил: "Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?"
Когда вы слышите слова этого покаянного канона преподобного Андрея, прежде всего, нужно спросить себя: а нам что нужно делать? Если бы человек как должно исполнял Божий закон, его жизнь была бы заполнена совсем другим содержанием. Вот для того Церковь и предлагает нам эти глубокие, проникновенные великопостные моления, чтобы мы заглянули поглубже в свою душу и посмотрели бы, что там. А душа-то — спит... В этом и горе наше и беда наша! Помните, как в замечательной молитве преп. Ефрема Сирина мы говорим: "Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения!" — Я их не вижу, душа моя заснула, задремала и я этих грехов, как должно, даже и не вижу. Как же я буду каяться в них! И вот потому, повторяю, нужно нам в эти дни побольше сосредотачиваться в себе, оценивая свою жизнь и ее содержание строгой евангельской мерой, а никакой другой. Если христианин так будет подходить к своему подвигу и труду покаяния и молитвы, то тогда, с Божией помощью, он сможет совершить какой-то посев духовный для своего сердца и души и тогда покаянное время не пройдет у него бесполезно и впустую, а действительно принесет плод, которого ждет от него Господь и к которому Церковь его призывает. Аминь.
Послушайте это песнопение в исполнении хора «Православные певчие»
Скачать Душе моя Третьяков.mp3 с WebFile.RU
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Уроки по теме "Храмоведение"»