Re: Православные песнопения. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАНОН

Модератор: Странница

Информация
Дорогие друзья!
Размещая ответы, заключайте их, пожалуйста, в спойлер, чтобы они не являлись невольными подсказками для других учащихся нашей виртуальной воскресной школы
Аватара пользователя
Автор темы
Огонёк
Костяк форума
Костяк форума
Всего сообщений: 1268
Зарегистрирован: 31.08.2010
Контактная информация:
 Re: Православные песнопения. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАНОН

Сообщение Огонёк »

С 4 декабря начиная со всенощного бдения перед праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы на клиросе начинают петь Рождественский Канон. Об этом каноне мы сегодня и поговорим. Помогать нам в этом будет журнал «Нескучный сад» и протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории.

Что такое канон? Певческий канон поётся на утрене. Это богослужебный певческий жанр, он начал формироваться в VII веке. Канон – это определённое правило пения гимнов Священного Писания. Канон состоит из девяти библейских гимнов (по-славянски песней) в соединении с тропарями (мы с вами уже знаем, что тропарь – поэтический богослужебный текст, в котором рассказывается о сути события).
Вот как устроена каждая песнь канона:

Ирмос.
Это начальный, главный тропарь песни. По-гречески «ирмос» обозначает «связка». Ирмос служит образцом для остальных тропарей и связывает текст библейский гимнов с песнями канона.

Тропари песни. Перед каждым тропарём поются припевы. припевы разные, это зависит от канона.


Катавасия.
Что же такое катавасии, как и когда их поют? И почему, кстати, в современном русском языке это слово насмешливо обозначает неразбериху и путаницу? Греческое katabasía происходит от глагола katabaínō «схожу вниз», «спускаюсь»: в монастырском обиходе (где и складывался устав) служба пелась на два хора, и для пения катавасии оба хора спускались со своих клиросов и сходились на середине храма, чтобы вместе спеть этот заключительный ирмос (катавасия и есть ирмос этого же или другого канона). При выстраивании певцов мог образовываться беспорядок, отчего и возникло такое переносное, несколько уничижительное, значение. Надо уточнить, что не всякий ирмос, поющийся в конце песни канона, называется катавасией, но только тот, что поется на воскресных и праздничных службах.

Всего в каноне девять песней. Но одна из них, вторая, поётся только во время Великого поста и Пятидесятницы. В остальное время года поётся восемь песней: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Канон, о котором мы будем говорить (Рождественский), был написан Космой Маюмским в VIII веке. На его написание Косму Маюмского вдохновила праздничная проповедь святителя Григория Богослова.

Хочу обратить ваше внимание, что во время Рождественского поста ирмосы (начальные тропари) этого канона поются на службах как заключительные (катавасии). Так по богослужебному уставу Церковь начинает готовить нас к празднику Рождества.

Итак.

Песнь 1.

Первой библейской песнью считается победный гимн пророка Моисея «Поем Господеви, славно бо прославися…» (см. Исх. 15: 1-19). Связующее звено первого ирмоса – последний стих «яко прославися»:

Христос раждается, славите: Христос рождается – славьте!
Христос с небес, срящите: Христос грядет (приходит) с небес – встречайте!
Христос на земли, возноситеся: Христос на земле, возноситесь (на небо)!
Пойте Господеви вся земля, Пой Господу вся земля!
И веселием воспойте людие Люди, воспойте (Ему) в радости,
Яко прославися. Ибо Он прославился.

Песнь 3.
Это гимн Анны, матери пророка Самуила (см. 1Цар. 2: 1-10). В ирмосе этого канона тропари с библейским гимном связывает образ рога. Рог – древний библейский символ могущества, достоинства, силы. Здесь он получает новое назначение – возрождение человека Богом, освобождение от власти греха.

Прежде век Прежде всех времён
От Отца рожденному нетленно Сыну Непостижимо, не по закону тленного
естества, рожденному Сыну,
и в последняя от Девы а в последние времена
воплощенному безсеменно, бессеменно воплотившемуся от Девы
Христу Богу возопиим Христу Богу воскликнем:
Вознесый рог наш, «Свят Ты, Господи, вознесший наше
Свят еси Господи. человеческое достоинство!»


Песнь 4.
Четвёртая песнь связана с пророчеством Аввакума о Богородице как о Горе Божией, осененной благодатью свыше. (см. авв. 3: 2-19). Иессей – отец царя Давида, прародителя Богородицы.

Жезл из корене Иессеова, Христос. Ты – отрасль от корня Иессея
И цвет от него Христе, и цветок от него!
От Девы прозябл еси Прославленный, ты произрос от Девы –
Из горы хвальный от горы,
Приосененныя чащи, осененной прохладой лесной чащи.
Пришел еси Ты – бестелесный Бог – пришёл к нам
Воплощься от неискусомужняя, воплотившись от непознавшей
Невещественный и Боже мужа Марии.
Слава силе твоей Господи. Господь, слава силе Твоей!

Песнь 5.
По учению Церкви, спасение падшего человечества Христом, примирение его с Богом было предопределено на предвечном (ещё до начала бытия мира) совете Святой Троицы. Именно поэтому в пророчестве Исаии Христос назван членом совета и начальником примирения. Пятый библейский гимн взят из той же книги Исаии (см. 26: 9-20).

Бог сый мира, Отец щедрот, Как Бог примирения и Отец сострадания,
Великаго совета Твоего Ангела, ты послал нам
Мир подавающа послал еси нам: Ангела (Вестника) великого Твоего Совета,
Дарующего мир (примирение).
Тем богоразумия к свету наставльшеся, И мы, приведённые Им к свету боговедения.
От нощи утренююще, бодрствуя с глубокой ночи,
Славословим Тя Человеколюбче. Славословим Тебя, Человеколюбец.


Для примера хочу показать вам, как выглядит первая песнь канона праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы:

Канон, глас 4-й

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполняется Духа и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя вхождение.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тропарь. Премудрости Пречистая, Тя сокровище вемы и благодати, точащую источник приснотекущий разума, просим, Твоя капли одожди, Владычице, еже воспевати Тя присно.

Припев:Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тропарь. Превышши Пречистая небес бывши, храм и палата, в храм Божий возложилася еси, Тому уготоватися в Божественное жилище пришествия Его.

Слава Отцу и Сыну и святому Духу: Свет возсиявши Богородица благодати, вся просвети и совокупи пресветлое Ея украсити торжество песньми: приидите к Ней стецемся.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Дверь славная, помыслы непроходимая, двери отверзши храма Божия, ныне повелевает нам совшедшим, Божественных Ея чудес насладитися.

Катавасия: Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос, на земли, возноситеся: пойте Господеви вся земля. и веселием воспойте, людие, яко прославися.

Остальные 4 песни мы разберём с вами в следующий раз. А вам задание: те, кто посещает всенощные службы, постарайтесь послушать и определить, что поются эти катавасии. Послушайте, на какую радостную мелодию положен этот канон.
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Огонёк
Костяк форума
Костяк форума
Всего сообщений: 1268
Зарегистрирован: 31.08.2010
Контактная информация:
 Re: Православные песнопения. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАНОН

Сообщение Огонёк »

Продолжаем рассказ про Рождественский Канон.

Песнь 6.


Ирмос шестой библейской песни создан из молитвы пророка Ионы (см. Ион. 2: 3-10). Как пророк чудесным образом избежал смерти, на три дня оказавшись в брюхе кита, так и Сын Божий Иисус, родившись от Девы Марии, непостижимым образом сохранил Её Девство.

Из утробы Иону младенца Морское чудище, как
изблева морский зверь, новорожденного, изрыгнуло из чрева
якова прият Иону таким же невредимым, каким поглотило;
в Деву же всельшееся Слово так и Бог-Слово, вселившись в Деву,
и плоть приемшее, и, приняв плоть, вышел из неё,
пройде сохраньшее нетленну: сохранив Её девство неповреждённым;
егоже бо непострада истления, ибо, не подвергшись тлению Сам,
Рождшую сохрани неврежденну. Он и родившую Его сохранил Неповреждённой.

Песни 7 и 8.

Ирмосы седьмой и восьмой песней канона обращаются к образам трёх еврейских отроков, своей непреклонной верой в Бога обративших жар пламени раскалённой печи в прохладу росы (см. Дан. 3: 26-88). Так Дух Божий в человеке способен и призван преображать его природу.

Отроцы, благочестию совоспитани, Воспитанные в почитании истинного Бога отроки,
Злочестиваго веления небрегше, презрев нечестивого царя приказание,
огненнаго прещения не убояшася, не испугались угрозы огня,
но посреде пламени стояще пояху: но стоя посреди пламени, воспели:
Отцев Боже благословен еси. Благословен Ты, Бог отцов наших!



Чуда преестественнаго дающая прохладу печь
росодательна изобрази пещь образ: прообразовала сверхъестественное чудо:
не бо яже прият палит юныя, как она не сожгла брошенных в неё юношей,
яко ниже огнь Божества Девы, так и огонь Божества
в нюже вниде, утробу не обжёг утробу Девы, сойдя в неё.
тем воспевающе воспоем: Поэтому прославляя Бога, воспоем:
да благословит тварь вся Господа, да благословит и превозносит Господа
и превозносит во вся веки. Всё Его творение во все времена!

Песнь 9.

Ирмос девятой песни передаёт восхищение песнопевца (создателя библейских песен) чудесным событием – явлением Неба на земле при рождении Спасителя.

Таинство странное вижу Вижу неслыханное
И преславное: и невероятное таинство:
Небо, вертеп: пещера стала Небом;
Престол херувимский, Деву: Дева – херувимским престолом Бога;
Ясли, вместилище, ясли – вместилищем,
В нихже возлеже невместимый Христос Бог, в котором возлежит невместимый Бог – Христос
Егоже воспевающе величаем. Которого мы величаем, воспевая в гимнах.
Огонёк горит и греет,
И становится теплее.
Анютины глазки
Мне нравится этот форум
Мне нравится этот форум
Всего сообщений: 313
Зарегистрирован: 21.07.2011
Моя будущая профессия: учитель
Любимый школьный предмет: математика
Возраст: 23
Контактная информация:
 Re: Православные песнопения. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАНОН

Сообщение Анютины глазки »

Огонёк, спасибо большое. Я узнала очень много интересного. :)
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Православные песнопения
    Огонёк » » в форуме Уроки по теме "Храмоведение"
    1 Ответы
    5837 Просмотры
    Последнее сообщение Огонёк
  • Красивые православные песнопения
    Ландыш » » в форуме Воскресная школа
    12 Ответы
    3850 Просмотры
    Последнее сообщение Agidel
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ. Светильны и ексапостиларии.
    Огонёк » » в форуме Уроки по теме "Храмоведение"
    7 Ответы
    3664 Просмотры
    Последнее сообщение Настя Кот
  • РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
    Огонёк » » в форуме Воскресная школа
    1 Ответы
    2876 Просмотры
    Последнее сообщение Алиша
  • Рождественский КОНКУРС РИСУНКОВ в программе Paint
    Мандаринка » » в форуме Компьютер
    29 Ответы
    5250 Просмотры
    Последнее сообщение Алиша

Вернуться в «Уроки по теме "Храмоведение"»