Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
В разуме — сознательно.
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Ю. Рубан
Приняв крещение, Иисус тотчас поднялся из воды; и небеса отверзлись, и Он увидел слетающего, словно горлица, Духа Божьего, спускающегося к Нему. И был голос с небес, вещавший: "Это – Сын Мой возлюбленный, и в Нём – Моё благоволение"» (Мф 3:1-6, 13-17).
Место события, ставшего исторической основой нашего современного праздника Крещения Господня, – нижнее течение Иордана близ его впадения в Мертвое море. Время действия – около 27 года Христианской Эры (о чем еще никто, разумеется, не подозревает). В Иудею недавно прибыл пятый по счету военный губернатор (префект) Понтий Пилат. Он не предполагает, что за десятилетний период его правления здесь, на мятежной окраине Империи, произойдут события, которые навсегда изменят лицо Вселенной.
Кульминация Всемирной истории приближается, и возвестить об этом призван сын иерусалимского священника Захарии Иоанн, на что указывают и два его почетных прозвания. Во-первых, он – "Предшественник" (греч. Прoдромос, слав. Предтеча), в обязанность которого входит проповедь о завершении долгой ветхозаветной истории ожидания и наступлении вечного Мессианского царства. Сам Царь, его дальний родственник, уже приближается к берегам священной реки (вспомним известную картину Александра Иванова). Во-вторых, он – "Креститель", буквально"Совершающий омовения" (греч. Баптистэс).
Полностью погружаясь в воду, человек зримо свидетельствовал свое искреннее желание "получить гражданство" в том удивительном Царстве, споры о котором не умолкают до сего дня. Основное условие вхождения в него – "покаяние", т. е. "перемена сознания". Нравственная короста грехов прежней жизни как бы смывается быстрыми струями Иорданскими и уносится в безжизненное озеро с символическим названием "Мертвое".
Нам понятны смущение Иоанна и резкий ответ Иисуса. Безгрешный, а потому не имеющий нужды в покаянном омовении, Христос ставит себя в центр толпы грешников, являя пример смирения, которому Он будет верен до последних страшных минут Голгофы. С другой стороны, погружаясь в водную стихию, Иисус ее освящает, и это вода становится для христиан символом очищения и дарования благодати.
Праздник Крещения имеет в современном православном календаре два названия: "Святое Богоявление" и "Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Знаменательно, что на первом месте стоит термин Богоявление, смысл которого выясняется при изучении древних восточнохристианских Месяцесловов. В них праздник Рождества Христова, 25 декабря, отсутствует вообще, а под 6 января (по юлианскому календарю) значится "синтетический" праздник под названием "Теофания" ("Богоявление") или Епифания ("Явление [Божества]", включающий в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время . Явление в мир Бога – это и рождение Иисуса в Вифлееме, и Его крещение от Иоанна, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской.
После принятия Востоком римского праздника Рождества смысл торжества Богоявления сосредоточился на только что прочитанном нами евангельском повествовании. При этом "Богоявление" стало пониматься как раскрытие миру тайны Триединого Бога: глас Бога Отца, выходящий из воды Сын и, в виде голубя, Святой Дух.
Особенностью богоявленского богослужения является освящение воды, причем, дважды: в крещенский сочельник и в самый день праздника. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Иисуса Христа. Вторая традиция связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя .