Василий Никифоров-Волгин
КРЕЩЕНИЕ
В крещенский сочельник я подрался с Гришкой. Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдет с неба ангел и освятит на реке воду, и она запоет: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи". Гришка не поверил и обозвал меня "баснописцем". Этого прозвища я не вытерпел и толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом. В слезах пришел домой. Меня спросили: — О чем кувыкаешь?
— Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью! Из моих слов ничего не поняли. — Нагрешник ты, нагрешник, — сказали с упреком, — даже в Христов Сочельник не обойтись тебе без драки!
—Да я же ведь за дело Божье вступился, — оправдывался я.
Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня: — Знаешь, как прозывается по древнему богоявленская вода? Святая агиасма!
Я повторил это, как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне почему-то представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом. Почему слово "агиасма" слилось с этим пожаром, объяснить себе не мог. Не оттого ли, что страшное оно?
На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег. Мать сказала:
— Вот ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет урожайный год.
В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза. От замороженных окон стоял особенный снежный свет — точно такой же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор.
Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям. На клиросе читали "пророчества". Слова их журчали, как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная медь: "Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство пред Господом: жаждущие, идите к воде живой"...
Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово "вода". Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осененные молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо, и ветер, развевающий их седые волосы...
При пении "Глас Господень на водах" вышли из алтаря к народу священник и диакон. На водосвятной чаше зажгли три свечи.
— Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздается, а Гришка не верит... Плохо ему будет на том свете!
Я искал глазами Гришку, чтобы сказать ему про это, но его не было видно.
Священник читал молитву "Велий еси Господи, и чудна дела Твоя... Тебе поет солнце. Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды... Тебе слушает свет..."
После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в воду, и в это время запели снегом и ветром дышащий богоявленский тропарь "Во Иордани крещающуся Тебе Господи, тройческое явися поклонение", и всех окропляли освященной водою.
От ледяных капель, упавших на мое лицо, мне казалось, что теперь наступит большое ненарадованное счастье, и все будет по хорошему, как в день Ангела, когда отец "осеребрит" тебя гривенником, а мать пятачком и пряником в придачу. Литургия закончилась посреди храма перед возженным светильником, и священник сказал народу:
— Свет этот знаменует Спасителя, явившегося в мир просветить всю поднебесную!
Подходили к ушату за святой водой. Вода звенела, и вспоминалась весна.
Так же как и на Рождество, в доме держали "дозвездный пост". Дождавшись наступления вечера, сели мы за трапезу — навечерницу. Печеную картошку ели с солью, кислую капусту, в которой попадались морозинки (стояла в холодном подполе), пахнущие укропом огурцы и сладкую, медом заправленную кашу. Во время ужина начался зазвон к Иорданскому всенощному бдению. Началось оно по рождественскому — великим повечерием. Пели песню: "Всяческая днесь да возрадуется Христу явльшуся во Иордан" и читали Евангелие о сошествии на землю Духа Божьего.
После всенощной делали углем начертание креста на дверях, притолоках, оконных рамах — в знак ограждения дома от козней дьявольских. Мать сказывала, что в этот вечер собирают в деревне снег с полей и бросают в колодец, чтобы сделать его сладимым и многоводным, а девушки "величают звезды". Выходят они из избы на двор. Самая старшая из них несет пирог, якобы в дар звездам, и скороговоркой, нараспев выговаривают:
— Ай, звезды, звезды, звездочки! Все вы звезды одной матушки, белорумяны и дородливы. Засылайте сватей по миру крещеному, сряжайте свадебку для мира крещеного, для пира гостиного, для красной девицы родимой.
Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоет полнощная вода...
Мать "творит" тесто для пирога, влив в него ложечку святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в березах и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками. Завтра на отрывном "численнике" покажется красная цифра 6, и под ней будет написано звучащее крещенской морозной водою слово: "Богоявление". Завтра пойдем на Иордань!
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Модератор: Странница
Информация
Дорогие друзья!
Размещая ответы, заключайте их, пожалуйста, в спойлер, чтобы они не являлись невольными подсказками для других учащихся нашей виртуальной воскресной школы
Дорогие друзья!
Размещая ответы, заключайте их, пожалуйста, в спойлер, чтобы они не являлись невольными подсказками для других учащихся нашей виртуальной воскресной школы
-
- Модератор
- Всего сообщений: 3828
- Зарегистрирован: 01.01.2012
- Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
- Откуда: Россия
- Контактная информация:
-
- Модератор
- Всего сообщений: 3828
- Зарегистрирован: 01.01.2012
- Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
- Откуда: Россия
- Контактная информация:
Re: КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Восемнадцатого января проходит Навечерие Крещения – завершающий день предпразднства одного из самых важных праздников для всего христианского мира. Православные христиане вновь переживают Крещение Спасителя Его Предтечей.
Все четыре евангелиста описали это знаменательное событие, предварившее проповедь Христа. Крещение наделено статусом двунадесятого праздника. За четыре дня до него, в дни предпразднства, на службах начинают вспоминать евангельское событие. Во все дни праздника священники облачаются в белоснежные одежды. Последний день попразднства приходится на 27 января, который завершается торжественной службой.
Обряд крещения, который проводил пророк Иоанн, стал прототипом христианского Крещения. После долгих лет аскетичной жизни, постов, молитв на неусыпаемой псалтири Иоанн подготовился к своей миссии и вышел к реке Иордан. По воле Бога ему предстояло крестить людей. Он должен был подготовить иудеев к приходу Мессии и к истинному Крещению, направить их к осознанию собственных грехов и покаянию.
Иудейское общество с нетерпением уповало на приход Мессии, который освободит народ и установит царство свободы от Рима. По обычаям Ветхого завета иудеи простым омовением в реке в дни праздника смывали свои грехи. Они считали, что внешнее исполнение обряда влечет за собой очищение. Иоанн выступал с пророчествами о скором приходе настоящего Спасителя. Предтеча призывал иудеев к очищению духовному, пытался пробудить их души, предлагал покаяться, а после этого крестил их.
Христос вышел на проповедь в тридцать лет. И в этот раз он не нарушил ветхозаветный закон, по которому становиться священником и учителем не могли люди более младшего возраста. Иоанн удивился, когда Христос попросил окрестить Его. Предтеча считал, что ему самому надо креститься у Иисуса. Но Христос хотел выполнить Божью заповедь. Будучи человеком, Иисус принял крещение у Предтечи, тем самым освятил его действия и слова и приобщился к людям.
При выходе Спасителя из вод Иордана исполнилось данное Предтече Божье пророчество. На Христа опустился голубем святой Дух, а с Небес раздался голос Божий, признавший в Иисусе Своего Сына. Спаситель впервые предстал перед иудейским народом в единстве Святой Троицы, отсюда родилось второе название праздника – Богоявление.
Два Великих Водоосвящения проходят в Крещение, при обоих чинах вода имеет одинаковую силу. Первое проводится в Крещенский Сочельник в храмах. После него следует крестный ход с молитвами, песнопениями и зажженными свечами. На Литургии в день самого праздника проходит второе водоосвящение, также освящается вода в водоемах.
Крещенская вода является сакральной, называется агиасмой, то есть святыней, поскольку Христос очистил воду от грехов и дал ей живительную силу. Крещенская вода обладает чудесными целебными свойствами, не портится. Хранить крещенскую воду полагается рядом с иконами. Перед приемом воды нужно перекреститься и прочитать молитву. Крещенская вода имеет силу только тогда, когда ее используют для исцеления тела и души с верой в сердце.
Все четыре евангелиста описали это знаменательное событие, предварившее проповедь Христа. Крещение наделено статусом двунадесятого праздника. За четыре дня до него, в дни предпразднства, на службах начинают вспоминать евангельское событие. Во все дни праздника священники облачаются в белоснежные одежды. Последний день попразднства приходится на 27 января, который завершается торжественной службой.
Обряд крещения, который проводил пророк Иоанн, стал прототипом христианского Крещения. После долгих лет аскетичной жизни, постов, молитв на неусыпаемой псалтири Иоанн подготовился к своей миссии и вышел к реке Иордан. По воле Бога ему предстояло крестить людей. Он должен был подготовить иудеев к приходу Мессии и к истинному Крещению, направить их к осознанию собственных грехов и покаянию.
Иудейское общество с нетерпением уповало на приход Мессии, который освободит народ и установит царство свободы от Рима. По обычаям Ветхого завета иудеи простым омовением в реке в дни праздника смывали свои грехи. Они считали, что внешнее исполнение обряда влечет за собой очищение. Иоанн выступал с пророчествами о скором приходе настоящего Спасителя. Предтеча призывал иудеев к очищению духовному, пытался пробудить их души, предлагал покаяться, а после этого крестил их.
Христос вышел на проповедь в тридцать лет. И в этот раз он не нарушил ветхозаветный закон, по которому становиться священником и учителем не могли люди более младшего возраста. Иоанн удивился, когда Христос попросил окрестить Его. Предтеча считал, что ему самому надо креститься у Иисуса. Но Христос хотел выполнить Божью заповедь. Будучи человеком, Иисус принял крещение у Предтечи, тем самым освятил его действия и слова и приобщился к людям.
При выходе Спасителя из вод Иордана исполнилось данное Предтече Божье пророчество. На Христа опустился голубем святой Дух, а с Небес раздался голос Божий, признавший в Иисусе Своего Сына. Спаситель впервые предстал перед иудейским народом в единстве Святой Троицы, отсюда родилось второе название праздника – Богоявление.
Два Великих Водоосвящения проходят в Крещение, при обоих чинах вода имеет одинаковую силу. Первое проводится в Крещенский Сочельник в храмах. После него следует крестный ход с молитвами, песнопениями и зажженными свечами. На Литургии в день самого праздника проходит второе водоосвящение, также освящается вода в водоемах.
Крещенская вода является сакральной, называется агиасмой, то есть святыней, поскольку Христос очистил воду от грехов и дал ей живительную силу. Крещенская вода обладает чудесными целебными свойствами, не портится. Хранить крещенскую воду полагается рядом с иконами. Перед приемом воды нужно перекреститься и прочитать молитву. Крещенская вода имеет силу только тогда, когда ее используют для исцеления тела и души с верой в сердце.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение