
Эту картину Виктор Михайлович Васнецов писал под заказ Саввы Мамонтова, который на тот момент занимал должность председателя правления Донецкой железной дороги. Сюжет полотна аллегоричен. Сказочные царевны – это воплощение богатств, срытых в толще земли. В преданиях русского народа царевен было всего две – золота и драгоценных камней (в некоторых источниках ее называют медной). Специально для заказчиков-железнодорожников Васнецов вводит в сюжет угольную царевну.
Задний фон картины поделен по диагонали на две практически равные части. Внизу изображена земля, скалы и огромные валуны, а верхняя часть отдана под изображение вечернего неба. Цвета земли и неба образуют между собой резкий контраст. Это создает ощущение тревожного предчувствия, волнения и напряжения.
На переднем плане мы видим три женские фигуры. Это и есть царевны подземного царства. По их позам и выражению лица можно определить, как девушки относятся к людям и земному миру. Золотая царевна строга и надменна, ее взгляд опущен. Медная царевна более благосклонна, она с любопытством осматривает новую для себя обстановку. Старшие сестры одеты в богатые наряды, соответствующие их высокому статусу. Их тела чуть повернуты друг к другу, образуя единую группу. Словно бы царевны заодно в своем отношении к происходящему.
А вот младшая сестра, угольная царевна, выглядит испуганной, бледной, робкой и от этого более человечной. Видно, что ей тяжелее всего расстаться с родным домом. Костюм угольной царевны более незатейлив, в нем нет почти ничего от роскоши одежды ее сестер. Руки девушки бессильно опущены вдоль тела. Другие царевны величаво скрестили руки перед собой. В правом нижнем углу картины изображены фигуры двух мужиков, угодливо склонившимися перед подземными владычицами. Известно, что этих персонажей Васнецов дорисовал намного позже, когда основной замысел картины был уже воплощен на холсте.