Уроки по теме "Храмоведение"Облачение священников.

Информация
Дорогие друзья!
Размещая ответы, заключайте их, пожалуйста, в спойлер, чтобы они не являлись невольными подсказками для других учащихся нашей виртуальной воскресной школы
Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 31
Всего сообщений: 3515
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Облачение священников.

Сообщение Agidel » 17 июл 2015, 17:20

Иподьякон – помощник дьякона, служитель церкви, не имеющий священного сана.

Чин иподьякона появился в самом начале существования Православной Церкви. В обязанности его обладателя входило стоять у ворот храма и наблюдать, чтобы не вошел никто из посторонних, также он подготавливал сосуды, необходимые для совершения Литургии. Сейчас иподьякон, как и в первые века, помогает архиерею надевать церковные облачения и прислуживает ему во время богослужения. Облачение иподьякона составляет стихарь – просторная туника с широкими рукавами из светлой дорогой ткани и орарь – длинная узкая лента, которой церковнослужитель опоясывается крестообразно.

Отправлено спустя 40 секунд:
Изображение

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 31
Всего сообщений: 3515
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Облачение священников.

Сообщение Agidel » 22 ноя 2015, 03:43

Скуфья́, скуфия́,(от греч. «покрывало», «наряд») - "повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий". Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.
В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменцо). В настоящее время в греческой и балканской традициях скуфьи практически не используются, вместо них в повседневном обиходе используют камилавки.

У старообрядцев скуфья называется камилавкой.

Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года. Скуфьи архиерея традиционно имеют крест (обычно бриллиантовый, может быть вышитый бисером или нитками). Скуфьи схимников обычно имеют вышивки (кресты, распятия, лобное место, серафимы, тексты молитв).

Изображение

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 31
Всего сообщений: 3515
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Облачение священников.

Сообщение Agidel » 18 дек 2015, 05:09

Хитон – одежда, которую в древние времена носили как греки, так и евреи, похожа на длинную рубаху с рукавами.

В Евангелии упоминается хитон Иисуса Христа. Именно об этой одежде Спасителя метали жребий воины, бывшие при Распятии. Они не смогли разделить хитон по частям, поскольку он был не сшитый, а полностью сотканный, и распустился бы на нитки. По преданию, эту одежду выткала Сама Богородица. В четвертом веке хитон Христа царица Елена перевезла из Иерусалима в немецкий город Трир, где он хранится и доныне в соборе святого Петра.

Хитоном также называют принадлежность монашеского облачения – рубашку из грубой ткани.

Изображение

Отправлено спустя 1 минуту 46 секунд:
есть и иная версия : "Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду. Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 31
Всего сообщений: 3515
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Облачение священников.

Сообщение Agidel » 03 мар 2016, 20:14

Саккос, в переводе с греческого – рубище, вретище. Так называют принадлежность богослужебной одежды архиереев – священнослужителей высшей степени церковной иерархии.

Саккос выглядит как длинная просторная рубаха, обычно не сшитая по бокам, с широкими короткими рукавами. Он знаменует собой рубище, в которое облекли Христа перед Распятием. Саккос имеет 33 пуговицы – по 16 на боковых разрезах и 1 у ворота, что напоминает о числе лет, прожитых Иисусом на земле.
Также это облачение бывает украшено бубенцами-звонцами, подобными тем, что были на одежде ветхозаветных первосвященников. Звонцы своим звоном символизируют, что архиерей возвещает слово Божие.
Первоначально саккосы жаловались византийскими императорами Константинопольским патриархам. Их одевали лишь трижды в год – на Пасху, Троицу и Рождество Христово. Затем эта деталь облачения получила более широкое распространение.
В России саккос известен с начала XV века, когда киевский митрополит Фотий привез его из Греции.

Изображение

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 31
Всего сообщений: 3515
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Облачение священников.

Сообщение Agidel » 28 апр 2017, 20:14

О ПРОИСХОЖДЕНИИ РУССКОЙ ФЕЛОНИ

В античной древности тоже шли дожди. Представления о Греции и Италии, как о странах, где только и делает, что светит солнце, а все дожди плывут в Санкт-Петербург, нуждаются, скажем так, в некоторых уточнениях.

А так как дожди шли, то люди носили специальные плащи. От латинского слова, обозначающего дождь, эти плащи назывались “плювиалы”.

Плащи были разных покроев. Но нас интересуют два. Первый был круглый, с дыркой посередине для головы. Скорее для тепла. Уместный и внутри плохо отапливаемого помещения. Второй полукруглый, накидывающийся на плечи. Ко второму, предназначенному для хождения по улицам и снимавшемуся в помещении, пришивался (пристегивался) капюшон - (кукуллион, каппа).

Их носили и христианские священники, которые первые века три существования христианства крайне незначительно отличались в одежде от всех остальных граждан Римской империи.

В результате различных событий, большое значение в которых принимал и захват Рима готами в начале пятого века, одежда старинного покроя стала выходить из общей моды и становилась отличительной особенностью лишь некоторых классов населения. В том числе и духовенства.

Одежды стали шиться из драгоценных тканей, украшаться золотой вышивкой. Капюшон стал рудиментом и остался лишь в виде декоративных накладок на мантии. Плащ «круглого» покроя стал фелонью для совершения литургии. Покрывая со всех сторон священника, он напоминал, что священник действует не от своего имени, но лишь по повелению Бога.
Плащ «полукруглого» покроя стал мантией для процессий по улицам города, других богослужений кроме собственно Евхаристии. До 12 века он широко использовался в быту. Он и сохранил на себе остатки капюшона в латинской и греческой традиции. Понятно, что для совершения литургии в храме капюшон совершенно не нужен, поэтому на фелони он отсутствует во всех литургических традициях.

Православная Русь заимствовала богослужебные облачения от греков в Х веке. Первоначально фелонь покрывала всего священника по кругу, что заметно по изображениям фелони прп. Сергия Радонежского, фелони XV века. (Рис. 1,2,3). Потом для удобства стали спереди устраивать пуговицы и завязки, чтобы в определенные моменты передний край поднимать. Этому придумали разный высокий смысл, но со временем стали просто шить ризы с вырезом спереди. Так до сих пор в России (частично и в Греции) и осталось.

При покрое часть ткани в районе шеи загибалась и образовывала легкий «горб», что видно уже на фелонях XIII века. Если использовали драгоценные тяжелые ткани, «горб» становился заметнее. А со временем и во всех русских фелонях стали подшивать твердую подкладку, чтобы создавать эффект дорогой ткани.

Есть мнение, что этот «горб» происходит от подражания латинским плувиалам (Рис. 4) и вошел в обиход в период многочисленных заимствований, в т.ч. из Киево-Могилянской академии. Несомненно, какое-то влияние быть могло. Но, учитывая наличия «горба» у фелоней и в более ранний период, нежели конец XVII века, и вообще отрицательное отношение ко всему католическому (да и плохое знакомство с католическими обрядами и ризами), это лишь гипотеза.

При этом историческая разница в покрое делает различия очевидными - православная фелонь (как и латинская, впрочем) никогда не разрезалась посередине, в отличие от мантии и плувиала.

А вот в древних церквях Востока, например, Армянской, до сих пор сохранился лишь тип фелони-плаща, а сшитой спереди фелони не существует вообще (Рис. 5).

Благодарю за внимание :)

PS: Кстати, широкая орнаментированная полоса у латинского плувиала (Рис. 4) лишь напоминает православный епископский омофор, но не более того. Омофора наподобие нашего - украшенной вышивкой широкой ленты разных цветов - латинская традиция не знает вовсе.

Аватара пользователя
Автор темы
Agidel
Модератор
Модератор
Сообщений в теме: 31
Всего сообщений: 3515
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Облачение священников.

Сообщение Agidel » 28 апр 2017, 20:16

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Уроки по теме "Храмоведение"»