Хочешь в школу???

Об учёбе, а также дружеская взаимопомощь в выполнении сложных заданий

хочется ли в школу?

да, очень
12
27%
средненько...
21
48%
нет!!!!!
11
25%
 
Всего голосов: 44

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 3828
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Agidel »

Начало учебного года. Букеты, бантики, первый звонок... День знаний. А был ли такой праздник в стародавние времена, и когда вообще начинался учебный год? Чему учили на Руси, где, кого и как? Когда впервые на нашей земле возникло первое высшее учебное заведение? А в мире? Когда появился первый университет? Где и кем был открыт? Почему во всех знаменитых университетах Европы богословские дисциплины были самыми главными предметами? Почему средневековые студенты приравнивались к церковнослужителям? Были ли богословы среди ученых и ученые среди среди богословов? Верили ли в Бога великие физики и биологи, конструкторы и врачи?.. Вот сколько вопросов! И чтобы найти ответы на них, наши старые друзья брат и сестра Вера и Фома вместе с мудрым доктором Михаилом Гавриловичем побывают в древних русских городах и в средневековой Европе, в лаборатории основателя генетики и даже... в Белом доме!

https://deti.radiovera.ru/den-znanij/
Реклама
Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 3828
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Agidel »

Чем школа начала XX века отличалась от современной?
1. Возраст учащихся
В первый класс гимназии поступали в возрасте 9-10 лет. Поэтому, читая рассказы русских классиков о гимназии и гимназистах, имеем в виду: «первоклассники» – это не семилетки, а дети, которые в наше время ходили бы в 3 или даже в 4 класс! «Гимназист 4 класса» – это 13-14 летний подросток, а «семиклассник» того времени – усатый юноша!
2. Предварительная подготовка
Сейчас поступают в первый класс без экзаменов. Вступительные испытания в гимназию начала XX века требовали от учеников хороших начальных знаний русского языка, литературы, закона Божьего, арифметики и естествознания. Ученик должен был знать про существительные и глаголы, одушевлённые и неодушевлённые, решать задачи на сложение, вычитание, умножение и деление. Поэтому поступлению в гимназию предшествовала серьёзная домашняя подготовка.
3. Программа
В тогдашней гимназии совершенно не знали про такие предметы, как ОБЖ, «Окружающий мир», физкультуру, обществознание, химию и технологию (труд). Зато иностранных языков было аж четыре штуки – латинский, греческий, немецкий и французский (английский в те годы был совершенно не в моде), причём с самого первого класса! Чуть полегче было в реальных училищах – там, в отличие от гимназий, латинский и греческий языки в программу не входили.
4. Форма
Школьная форма того времени была обязательной, причём ученик был обязан носить форму даже во внеурочное время, если, например, шёл с родителями в театр, в гости или на торжественный ужин. Необязательной школьная форма была только в совершенно неформальной обстановке – скажем, дома или у самых близких друзей. У гимназистов форма была серого цвета с синим кантом, у реалистов – чёрного с жёлтым.
5. Оценки
С оценками было очень строго, особенно на экзаменах – а переводные экзамены проводились каждый год! За одну ошибку оценка снижалась сразу на балл. «Двойка» была не самой плохой оценкой. Пять ошибок – и вместо пятёрки отправляешься домой с «единицей» в портфеле! Помните рассказ Чехова «Случай с классиком», как бедный Ваня Оттепелев провалился на экзамене по греческому?
– Спросили меня, как будет будущее от «феро», а я… я вместо того, чтоб сказать «ойсомай», сказал «опсомай». Потом… потом… облеченное ударение не ставится, если последний слог долгий, а я… я оробел… забыл, что альфа тут долгая… взял да и поставил облеченное. Потом Артаксерксов велел перечислить энклитические частицы… Я перечислял и нечаянно местоимение впутал… Ошибся… Он и поставил двойку…
6. Дисциплина и наказания
Дисциплина в школах в те времена была крайне суровой, почти армейской. За порядком в школах следили специальные надзиратели, а главным надзирателем за порядком был инспектор, которого ученики боялись больше, чем директора! За провинности могли поставить в угол, посадить в карцер, оставить после уроков. За тяжёлые проступки могли исключить из гимназии – причём самым страшным наказанием было исключение «с волчьим билетом», то есть без права в дальнейшем поступить в какую-то другую школу вообще.
«А зачем нам знать все эти подробности?» – спросите вы. Ну, хотя бы для того, чтобы можно было читать и по-настоящему понимать рассказы и повести о школьниках того времени.
Возьмём, например, рассказ «Репетитор» А.П. Чехова. Можно просто прочитать его – и пожать плечами. А можно вспомнить те «мелочи», о которых мы узнали сегодня, и понять рассказ совершенно по-другому, намного глубже!
Вот Петя – «двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике». Репетитор Зиберов готовит его во II класс гимназии. Но ведь в I класс гимназии поступали в 9-10 лет! То есть 12-летний Петя должен идти в третий или даже в четвёртый класс. А значит, начального домашнего образования Петя не получал, в первый класс гимназии вовремя не поступал, – очевидно, семья Пети долгое время жила крайне бедно (а обучение в гимназии стоило 25 рублей в год); лишь совсем недавно дела чуть-чуть поправились и появилась призрачная возможность отдать «перестарка» Петю в гимназисты.
Вот репетитор Зиберов – «гимназист VII класса». Мы уже знаем, что в те годы семиклассник – это здоровый усатый юноша. Занимается он с Петей «по два часа ежедневно», за что получает «шесть рублей в месяц». Деньги это крохотные – для сравнения, учитель в гимназии получал в месяц около 100 рублей жалованья; сам Зиберов – репетитор очень плохой, в свои 17 лет он не может даже решить задачу по арифметике для II класса:
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?
Вот отец семейства, отставной губернский секретарь Удодов. Губернский секретарь – это чиновник XII класса, «канцелярское ничтожество» (Акакий Акакиевич Башмачкин в сравнении с ним просто глыба, он титулярный советник, IX класс!). То, что Удодов, вышедши в отставку (то есть прослужив как минимум 30 лет), не дослужился ни до какого чина выше губернского секретаря, говорит о том, что человек этот обладает мало какими достоинствами.
– Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег? – просит Зиберов робко. – Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев...
– Я? Ах, да, да... – бормочет Удодов, не глядя на Зиберова. – С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку... или через две...
Печальная картина! Беспощадный Чехов...

Изображение
Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 3828
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Agidel »

Немецкий художник Фридрих Хиддеманн (1829-1892)
"Школьный инспектор"

Изображение
Аватара пользователя
Маленький Принц
Осваиваюсь
Осваиваюсь
Всего сообщений: 270
Зарегистрирован: 24.11.2014
Моя будущая профессия: Инженер ракетных двигателей (upd: угадал)
Любимый школьный предмет: Алгебра, геометрия, физкультура, физика,химия
Откуда: Прошлое, настоящее и будущее
Возраст: 19
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Маленький Принц »

Вот реальный ералаш, вопреки мнению моей знакомой, начинается не в 9 классе, а в 8! Если в 9-ом уже только "зайди и напиши", то в 8-ом начинается... "Что, хочешь ОГЭ завалить, дааааааааааааа???!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!" И начинают голову намыливать...
Уже не совсем маленький
Аватара пользователя
изобретатель
Костяк форума
Костяк форума
Всего сообщений: 1255
Зарегистрирован: 07.02.2015
Моя будущая профессия: Изобретатель
Любимый школьный предмет: трудовое обучение, математика, история
Откуда: Брест
Возраст: 18
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение изобретатель »

Маленький Принц, у меня вот кстати тоже. Только у нас просто экзамены после 9 класса(а я сейчас в 9 :) ). Уже даже никому пожаловаться нельзя, что учиться трудно. Только заикнусь перед кем-нибудь из родственников - сразу начинают говорить, что ничего не сдам если не буду нормально учиться. С одной стороны правильно, а с другой - неприятно.
обожаю приключения!
Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 3828
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Agidel »

Изображение
Школьная табличка из города Ниппур. (Прорисовка)

Перед нами упражнения, которые написал неизвестный нам школьник четыре тысячи лет назад! Археологи датируют эти тексты XVII-XVIII веками до нашей эры – то есть как минимум за 500 лет до Троянской войны, за 1000 лет до основания Рима, за 3000 лет до возникновения древнерусского государства... Представляете?
В основном тексты эти написаны на шумерском языке. И что интересно – уже в те времена шумерский язык был вымершим, как, например, латинский сегодня. Разговорным языком тогдашних учителей и учеников был аккадский язык, а шумерский был языком образования, науки, культуры и искусства.По-шумерски слово «дуб» означает «глиняная табличка», а слово «э» – «дом». «Э-дубба», то есть «дом табличек», означает «школа». Тогдашние писцы (и ученики в школах) писали небольшой квадратной палочкой по табличке, вылепленной из мягкой глины – точнее, выдавливали тонким концом маленькие клинышки. Различное сочетание таких клиньев и составляло древнешумерские буквы, по-другому говоря – клинопись. О чём же нам рассказывают древние глиняные таблички, найденные в Сирии, Ливане и Ираке? О том, что основными предметами в школах 4 тысячи лет назад были шумерский язык, аккадский язык, арифметика и рисование. О том, что ученики проводили в школе почти целый день с утра до вечера. О том, что в классе был не только учитель, но и его помощник, следящий за дисциплиной – так называемый «отец школы». О том, что и в те непередаваемо далёкие времена заботливые мамы давали детям с собой в школу завтрак, обычно это были ячменные или пшеничные лепёшки. О том, что ученикам было ох как непросто – археологи, например, раскопали в городе Ниппуре школьную табличку с упражнениями, на которой остались следы детских зубов. Мальчик, который выполнял упражнение, отчего-то решил укусить глиняную табличку. Из шалости? Или от отчаяния?
Изображение

Давайте почитаем, что же писали на своих табличках ученики 4 тысячи лет назад.

Вот поговорки: «Писец, который не знает шумерского языка – разве это писец?».

Вот описание школьного дня: «Я хожу в школу. Что ты делаешь в школе? Я читаю свою табличку, я ем свой завтрак. Свою табличку я выучил, написал, закончил».

Вот описание разговора с учителем: «Мальчик, ты школьник? – Да, я школьник. – Если ты школьник, знаешь ли ты шумерский язык? – Да, я умею говорить по-шумерски – Ты такой маленький, как же ты научился говорить так хорошо?».

Вот ученик хвалится своими успехами: «Тексты на шумерском и аккадском языке я умею писать от первой буквы до последней. Все строчки, от и до, я могу написать. Показать тебе, какие красивые у меня буквы? Все значки, и что они означают, и вот как я их произношу! Я стану повелителем значений табличек, математики и счёта денег».

А вот другой ученик жалуется на суровую дисциплину в школе: «Надзирающий за классной комнатой сказал: Почему ты разговаривал без разрешения? – и высек меня тростью. Спросил он: Почему ты опустил низко голову? – и высек меня. Учитель рисования спросил: Почему ты встал без разрешения? – и высек меня. Привратник во дворе спросил: Почему ты вышел со двора без разрешения? – и высек меня. Учитель сказал: Почему у тебя грязные руки? – и высек меня».А вот ученик пишет о том, как ему нравится ходить в школу: «Дружба в школе – самая лучшая вещь на свете. Я превосходно знаю искусство письма. Ничто меня не отвлекает. Учитель показывает мне букву только один раз, и я могу повторить её сразу несколько раз подряд».
Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 3828
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Agidel »

Что такое «тривиальный»? Как и чему учились в средневековой школе
Сегодня
181 дочитывание
3 мин.
435 просмотров. Уникальные посетители страницы.
181 дочитывание, 42%. Пользователи, дочитавшие до конца.
3 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Словом «тривиальный», «тривиально» называют что-то очень простое, доступное каждому. «Петров, вот ты просишь поставить тебе четыре в четверти, а сам тривиальной задачи на скорость-время-расстояние решить не можешь!»
Однако вот странность. Слово «тривиальный» происходит от латинских слов «tres», то есть «три», и «via», то есть «дорога». «Тривиальный» буквально означает «трёхдорожный». Как гостиница «Три дороги» в мультфильме про Поросёнка Фунтика. Какая, казалось бы, может быть связь между тремя дорогами и простотой?
За ответом на эту загадку нам придётся отправиться на полторы тысячи лет назад, в раннее средневековье, в V-VI века нашей эры.
Если бы в школах того времени вывешивали «расписание уроков», то мы бы увидели там – вместо географии, английского, чтения, естествознания, физики, окружайки и ОБЖ – всего лишь два предмета. Первый назывался «тривиум», то есть «три дороги». Второй – «квадривиум», то есть «четыре дороги».
«Погодите! – скажет кто-нибудь из читателей. – Все же знают, что в средневековье науки изучали на латинском языке! А где же он в этом списке?». Классное замечание, очень ценное. Совершенно верно, всё обучение в школе велось на латинском языке. (Как в древнем Аккадском царстве – на шумерском, помните?) Но вот отдельным предметом латинский язык не считался!
С самых малых лет дети учили молитвы на латыни, поэтому многие латинские слова им были знакомы «и так». Когда же дети попадали в школу (кстати, в школу тогда попадали далеко не все и даже не большинство), все уроки там вели на латыни по принципу «Слушай, запоминай, учи!». В лучшем случае учитель переводил отдельные трудные слова – и то, если был в хорошем настроении... Так что никаких отдельных уроков латинского!
Представляете, как непросто было учиться?
Итак, все школьные знания и науки, как их тогда называли, «семь благородных искусств», подразделяли на два направления – тривиум и квадривиум. В тривиум входили «три дороги», то есть три предмета. Перечислим их по возрастанию сложности:
1. Грамматика. В этот предмет входили и правописание, и чтение, и пение, и даже искусство сочинения стихов (всё на том же латинском языке, конечно).
2. Логика – искусство рассуждать и обнаруживать ошибки в рассуждениях собеседника, наука о том, как доказывать правильность своей точки зрения.
3. Риторика – искусство правильной и красивой речи (устной и письменной). На уроках дети заучивали наизусть различные способы вежливого общения, учились вести друг с другом споры и беседы, писать письма, составлять несложные официальные документы.
Словом «тривиальный», «тривиально» называют что-то очень простое, доступное каждому. «Петров, вот ты просишь поставить тебе четыре в четверти, а сам тривиальной задачи на скорость-время-расстояние решить не можешь!»
Однако вот странность. Слово «тривиальный» происходит от латинских слов «tres», то есть «три», и «via», то есть «дорога». «Тривиальный» буквально означает «трёхдорожный». Как гостиница «Три дороги» в мультфильме про Поросёнка Фунтика. Какая, казалось бы, может быть связь между тремя дорогами и простотой?
За ответом на эту загадку нам придётся отправиться на полторы тысячи лет назад, в раннее средневековье, в V-VI века нашей эры.
Если бы в школах того времени вывешивали «расписание уроков», то мы бы увидели там – вместо географии, английского, чтения, естествознания, физики, окружайки и ОБЖ – всего лишь два предмета. Первый назывался «тривиум», то есть «три дороги». Второй – «квадривиум», то есть «четыре дороги».

«Погодите! – скажет кто-нибудь из читателей. – Все же знают, что в средневековье науки изучали на латинском языке! А где же он в этом списке?». Классное замечание, очень ценное. Совершенно верно, всё обучение в школе велось на латинском языке. (Как в древнем Аккадском царстве – на шумерском, помните?) Но вот отдельным предметом латинский язык не считался!
С самых малых лет дети учили молитвы на латыни, поэтому многие латинские слова им были знакомы «и так». Когда же дети попадали в школу (кстати, в школу тогда попадали далеко не все и даже не большинство), все уроки там вели на латыни по принципу «Слушай, запоминай, учи!». В лучшем случае учитель переводил отдельные трудные слова – и то, если был в хорошем настроении... Так что никаких отдельных уроков латинского!
Представляете, как непросто было учиться?

Итак, все школьные знания и науки, как их тогда называли, «семь благородных искусств», подразделяли на два направления – тривиум и квадривиум. В тривиум входили «три дороги», то есть три предмета. Перечислим их по возрастанию сложности:
1. Грамматика. В этот предмет входили и правописание, и чтение, и пение, и даже искусство сочинения стихов (всё на том же латинском языке, конечно).
2. Логика – искусство рассуждать и обнаруживать ошибки в рассуждениях собеседника, наука о том, как доказывать правильность своей точки зрения.
3. Риторика – искусство правильной и красивой речи (устной и письменной). На уроках дети заучивали наизусть различные способы вежливого общения, учились вести друг с другом споры и беседы, писать письма, составлять несложные официальные документы.

Тривиум считался самой простой частью обучения. (Отсюда и «тривиальный – значит простой».) В большинстве случаев обучение в школе заканчивалось именно на этом этапе (в возрасте 11-12 лет). Но если ученик, по мнению учителя, успешно справлялся с тривиумом, его допускали к изучению квадривиума, то есть «четырёх дорог». Снова перечислим эти предметы по возрастанию сложности:
1. Арифметика – счёт предметов, сложение, вычитание, умножение и деление, а также обмен денег, меры веса, длины и объёма.
2. Геометрия – свойства геометрических фигур, измерение площадей земельных участков.
3. Астрономия – наука о положении звёзд и планет на небе в разное время года, умение пользоваться календарями, в том числе вычислять дни церковных праздников (в те времена это считалось очень важным).
4. Музыка – вовсе не игра на музыкальных инструментах, как можно подумать, а то, что сейчас назвали бы «теорией музыки», то есть наука о математическом соотношении разных звуков между собой.
Если хотите, тривиум можно назвать младшими классами средневековой школы, а квадривиум – старшими.
Окончив школьный курс, самые лучшие ученики допускались к высшему образованию, то есть изучению философии и богословия – главнейших наук того времени. Однако до этого этапа доучивались очень и очень немногие, считанные единицы из многих тысяч мальчиков.
А девочек в те далёкие времена, между прочим, в школы вообще отдавать было «не положено»! Девчата, завидуете? Или нет?
Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 3828
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Agidel »

Аттестат зрелости Владимира Высоцкого.
Изображение
Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 3828
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Agidel »

Аватара пользователя
Agidel
Модератор
Модератор
Всего сообщений: 3828
Зарегистрирован: 01.01.2012
Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
Откуда: Россия
Контактная информация:
 Re: Хочешь в школу???

Сообщение Agidel »

Изображение
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Учёба»