Униженные и оскорбленные
…Язык их [шотландцев]изобиловал учтивыми оборотами и комплиментами. Привычка носить при себе оружие и вращаться в обществе вооруженных людей делала… вежливость настоятельно необходимой в их взаимном общении…
(Вальтер Скотт «Уэверли»)
Итак… Речь пойдет о статье в выпуске 08.02.2013 года «Дразнилка. Почему люди дразнятся?» и о советах, в ней размещенных. Попыталась примерить их к конкретным ситуациям и живым людям, мыслящим и чувствующим.
«Если ты высокого или маленького роста, и тебя дразнят «жирафом» или «коротышкой» - что тут страшного?.. Правда не может быть обидной... Признайся себе, что ты такой, какой есть, и обзывать тебя перестанут…». Ну что же, теперь – небольшая иллюстрация-ассоциация, продолжение и развитие темы: давайте представим себе горбуна, безногого, однорукого – вообще инвалида. И по этой замечательной логике, пропагандируемой в статье, выходит, что назвать горбуна горбуном, а инвалида инвалидом – не значит оскорбить его, потому что это правда, а правда – это норма. И человек должен терпеть, «признаваться, что он такой, какой есть», сам себя унижать этим признанием, сознательно резать себе крылья вместо того, чтобы призвать обидчика к ответу. То есть отказываться от активной позиции, переходя в разряд забитых, молча выносящих любые оскорбления тряпок, вместо того, чтобы раз и навсегда твердо очертить границы дозволенного и поставить хамов на место. Или так: воспитанные на мысли о том, что такое положение вещей – норма, люди никогда не вступятся за подвергнувшегося унижению и заведомо неспособного оказать сопротивление человека – маленького ребенка, женщину, инвалида. Есть такой анекдот о том, как хулиганы нападают на жену, а муж бегает вокруг с причитаниями: «Потерпи, дорогая, может быть, все обойдется». И уже не смешно, уже страшно: а что, если этот анекдот станет нашей реальностью? Если это тоже будет нормой? Похоже, что не особо помогают американцам их «витаминки», о которых речь идет в статье о дразнилках, раз у них в школах стреляют. Или это тоже признать нормой?
Для себя вижу иную схему правильно построенного общества: любая попытка оскорбить человеческое достоинство должна быть не просто наказуема, а исключена позицией общества. Один в поле не воин, и решающую роль будет играть именно эта позиция большинства. Ведь одно дело, когда оскорблению подвергается взрослый человек со сформировавшейся системой ценностей и мировоззрением, он это может пережить, а если ребенок? Разрушается только начавшаяся строиться личность, и что мы получим на выходе? Забитое, морально слабое существо? Разве вы не видели таких несчастных в школе? Обидчик не понимает, что его действия и слова оскорбительны? Надо объяснить. Не понимает по-хорошему? Может быть, помочь – любыми адекватными ситуации методами? Как же правы были три мушкетера в фильме:
Века уходят неотложно,
Дуэль исчезнет до конца.
И это к лучшему, возможно,
Но, боже мой, как будет сложно
Призвать к ответу наглеца!
На этом, пожалуй, пока завершу, хотя, конечно, развивать тему можно практически до бесконечности. Напоследок все же выражу искреннюю радость за автора статьи: очевидно, ему никогда не приходилось терпеть унижения, или же он прошел это в настолько мягкой форме, что не пришлось задумываться над правильностью подобной ситуации.
А вообще хотелось бы узнать мнение ребят: кто что думает по этому поводу? Устроить небольшой обмен мнениями, своеобразную дискуссию. Если есть те, кто готов изложить свою позицию на бумаге – пишите! Приходилось ли вам попадать в подобную ситуацию? Что вы делали (или делаете) в таких случаях? Насколько действенны принятые вами меры? Давайте делиться! И в конце концов выберем наиболее надежные и безотказные способы решения этой проблемы!
P.S. И еще поставлю такой вопрос для размышления: приравнивать ли мат к дразнилкам? Все же мы не в песочнице, цензурные «дразнилки» - огромная редкость и своего рода историческая ценность.